В Москве открылась выставка "Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро"
Центр "Зотов" открывает выставку "Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро". Она посвящена удивительному творческому и семейному союзу. Он – художник и композитор, она – художница и поэтесса. Экспозицию, которая представляет все грани их таланта, осмотрела Юлия Кундрюкова.
Эту пару сегодня знают не многие. Но именно они были у истоков авангарда. А главной движущей силой их творчества всегда была любовь. Михаил Матюшин и Елена Гуро творили в сфере живописи, литературы, музыки и скульптуры, двигаясь от реализма к беспредметности. "Здесь показано очень много работ, которые прежде не экспонировались. Более того, в Москве выставки о Матюшине и Гуро не было никогда. За пределы Санкт-Петербурга эта тема не выходила. И поэтому здесь очень много микропремьер", – говорит директор Центра "Зотов" Дарья Филиппова. Они встретились в рисовальной студии. Матюшин уже давно был скрипачом в Придворном оркестре, а Гуро только начинала свой путь. Постоянно писали портреты друг друга в разной стилистике. Иногда даже делили на двоих один холст: на одной стороне портрет, написанный Гуро, а на обратной – живопись Матюшина – картина "Вьюга", которая похожа на поздние работы художника, хотя была написана в самом начале их отношений. Музыкой Матюшин продолжал заниматься параллельно с живописью.
Эту необычную скрипку смастерил Михаил Матюшин. Он хотел придумать простой и доступный инструмент для своих учеников из Народной консерватории в Петрограде. Ведь не у всех была возможность купить хорошую скрипку. А для этой выставки ее специально отреставрировали и даже попробовали на ней сыграть. Такие скрипки так и не стали производить, но сама форма этого авторского экземпляра выглядит как скульптура. Тем более, что этот вид искусства они тоже освоили и стали основателями органической ветви русского авангарда. "У Елены Гуро было особое отношение к природе. Она воспринимала природу не в качестве леса, речки, а как некую метафизическую сущность. Они стремились увидеть в природе то, что мы не можем увидеть в реальности. Как в дереве течет сок, как корни его растут. Матюшин говорил о том, что изображая дерево, надо пытаться передать эту особенность – его движение, динамику", – объясняет куратор выставки Сергей Уваров. В соавторстве они создали книгу "Осенний сон". В основе пьеса Гуро. Матюшин написал музыку, вместе они придумали иллюстрации. Елена Гуро фантазировала, что главный герой этой книги ее несуществующий сын, и со всей любовью рисовала его портреты. "Осенний сон" последнее произведение Гуро. В скором времени она умерла от лейкемии. "Мы много дали друг другу, миру. Мы еще создадим и дадим", – записал в дневнике Михаил Матюшин. Так и получилось: он продолжил их общее дело и пришел в итоге к беспредметному искусству. Знаковое полотно – это "Движение в пространстве". Матюшин изобразил поток света, который врывается в метафизическое четвертое измерение.
