Мария Залесская – о Рихарде Вагнере
Да Вагнера вряд ли так уж волновала гармония в этом мире. Хотя его очень многое не устраивало, он был разочарован в абсолютной монархии, и тут же потом был разочарован в революции, в которой участвовал – и пришлось бежать из Германии. Пять лет после "Лоэнгрина" он не сочинял, он писал статьи: "Художественное произведение будущего", "Искусство и революция" – почти в духе манифестов времен революции 17-го года в России.
Александр Блок, кстати, сказал много лет спустя: "Когда начинает звучать в воздухе революция, звучит ответно и искусство Вагнера". Вечно недовольный гений, недовольный прежде всего тем, как искусство делается. Современник его, немецкий дирижер Герман Леви назвал его террористом в музыке. Беспокойный человек, не мог он избежать нападок. Клод Дебюсси: "Музыка надолго сохранила след вагнеровской хватки, некую лихорадку, неизлечимую у всех, кто надышался ее болотных испарений. Саксонский гном с феноменальным талантом и ничтожным характером – это мнение Томаса Манна.
Репутация у него была прескверная. Но что из того? Наверное, гений художника затмевает все его пороки, исключая разве что прямое злодейство. Послушаем современного исследователя Марию Залесскую, она автор книги о Вагнере в серии "Жизнь замечательных людей", главный редактор издательства "Молодая гвардия", оно издает эту серию почти уже 90 лет.
