Выставка "Пробуждение" открылась в Музее нонконформизма
Музей нонконформизма представляет новый выставочный проект "Пробуждение". В экспозиции более сотни работ выдающихся художников-шестидесятников. Как создавался новый художественный язык в условиях культурной изоляции – узнала Алия Шарифуллина.
Выставка "Пробуждение" открылась в первый день весны. Название – метафоричное, многослойное. Здесь и отсылка к "Оттепели", которая, хотя бы ненадолго, принесла глоток свежего воздуха в советскую культуру. И началу расцвета нонконформистского движения, художники которого в условиях культурной изоляции, без доступа к работам зарубежных коллег, пробивали почву, интуитивно создавали свой уникальный стиль, пытались обнаружить смысл и гармонию, когда гармония вокруг была утрачена. "Вдруг у нас открываются – это не только, конечно, Пабло Пикассо, но и другие выставки. Это, конечно, стало менять сознание многих художников. То, что они делали в изоляции, нащупывали какие-то свои идеи для разработки нового языка, потому что новый мир требовал нового языка", – говорит куратор выставки, основатель Музея нонконформизма Надежда Брыкина.
Хронологически выставка охватывает два десятилетия – 50-е и начало 60-х годов ХХ века. Здесь целый хор "других" художников: Злотников, Зверев, Яковлев, Юрлов. Куратор выставки собрала их так, чтобы показать, как их художественный язык менялся в течение этих временных рамок. Владимир Андреенков определял себя не как живописца, занимающегося изображением, а как конструктивиста в поиске сути вещи – в цвете, форме, ритме линий и пустот. "С одной стороны такой жесткий конструктивизм. Он здесь понятен, как строится. С другой стороны – это огромная интуитивная работа. Он очень хорошо чувствовал цвет. У него все произведения звучат как музыка", – комментирует сын художника Владимира Андреенкова Дмитрий Андреенков.
Один из самых ярких представителей неофициального искусства Марлен Шпиндлер в 50-е годы много работал в жанре портрета, но в то же время серьезно увлекался древнерусской живописью. И в этих портретах "Старика" и "Ольги" с плавными линиями угадывается пластический язык русской иконописи. В начале 60-х Шпиндлер попадает в особый мир, где все нужно объяснить одним символом, – Комбинат графических искусств в Москве, где он делал эскизы цирковых плакатов и товарных знаков. Именно здесь разработанные им семиотические знаки обретают новое воплощение и смыслы. "В начале 60-х он начинает разрабатывать живописные работы. И они совсем другие. Появляются магические тотемы, знаки, древние звери, клоунессы, которые здесь представлены", – рассказывает куратор выставки, основатель Музея нонконформизма Надежда Брыкина.
Диапазон работ Алексея Каменского варьирует от бытовых натюрмортов в духе советского поп-арта до абстракций середины 60-х годов. Здесь же первые формулировки теории "пары форм" Валерия Юрлова. Самые разные "Пробуждения", но во всех сюжетах слышится один мотив: художник, оказавшись в вихре пестрых событий, пытается сохранить себя, остаться нонконформистом со своим индивидуальным голосом.
