Ветряную мельницу-музей Новгородской области готовят к ремонту
Начался второй этап реставрации старинной мельницы-музея – главной достопримечательности деревни Завал Новгородской области. Специалистам предстоит заменить кровлю и оживить механизмы. Как идут работы по сохранению исторического памятника, узнал Юрий Левиков.
100-летняя мельница-музей хранит историю своих создателей мельников и рассказывает о мукомольном деле простом лишь на первый взгляд. Сначала нужно собрать колоски, потом выбить из них зерна и перемолоть их при помощи жерновов. В крестьянской избе – бытовые жернова, а на мельнице – мощные механизмы, рассчитанные на масштабный помол. Толстый столб, основа всей системы, уходит вверх на несколько ярусов.
"Представляете, на нашей мельнице зерно проходило путь 11 метров. Засыпали сверху, на третьем ярусе. А это жернова , они находятся под деревянным кожухом", – говорит методист отдела музейного объединения "Взгляд" Екатерина Андрианова.
Екатерина Андрианова отмечает, "полувековая дранка еще пару лет назад едва прикрывала мельницу от непогоды".
"Если сне – сюда наметало сугробы, я по 12 ведер выносила снега зимой, а осенью, весной и летом заливало дождем", – продолжает методист отдела музейного объединения "Взгляд" Екатерина Андрианова.
Зато сейчас основной объем мельницы восстановили, дранку заменили и, как обещают строители, нового покрытия должно хватить надолго. Впрочем, это был лишь первый этап ремонта. На очереди следующий, пожалуй, самый ответственный. Мастерам придется разбирать шапку мельницы, восстанавливать работоспособность механизмов, делать лопасти по старым лекалам, благо снятые детали хранят бережно.
"Этому ветряку минимум 50 лет, мы его будем менять по возможности. То, что негодно совсем негодно, мы его заменим. Все, что возможно оставить, оставим по максимуму", – продолжает исполнитель работ Алексей Наумов.
Непосредственно к ремонту подрядчики планируют приступить весной, когда температура станет плюсовой. И в теплый же сезон они хотели бы и закончить. Конечно, все будет зависеть от того, насколько много утрат окажется при разборе конструкций, которые в итоге придется восстанавливать.
