Театр имени Комиссаржевской представил пьесу "На всякого мудреца довольно простоты"
"Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить. Не я, так другой будет..." – так, открытым текстом герой Островского Глумов говорил, что будет актуален всегда. Режиссер Александр Баргман поставил в петербургском Театре имени Комиссаржевской пьесу "На всякого мудреца довольно простоты". Что случилось с авантюристом Глумовым в наше время, узнала Юлия Васильева.
Театр имени Комиссаржевской в очередной раз показывает: нет ничего актуальнее классики. Меняются декорации, но не истории в них происходящие. В мартовской афише – премьера по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
"Островский настолько гениальный автор. Он всеобъемлющий, он настолько тонко изучил природу человеческих отношений, чувств, эмоций. Его драматургия – это воздух, которым можно дышать", – говорит заслуженная артистка России Елена Симонова.
По словам режиссера Александра Баргмана, это самая нетипичная комедия писателя, у которого есть целый цикл произведений о провинциальной России. В этой пьесе нет ни темы любви, ни авторского сострадания. Главный герой – талантливый, яркий, бессовестный и безжалостный молодой человек Егор Глумов, который мечтает прорваться в высшее общество ценой, которая считается непомерной.
"Он ставит на весы все свои таланты, все свои хорошие человеческие качества ради своей цели. Все ради ничего. И это общество его побеждает", – рассказывает актер Дмитрий Белякин.
Общая тональность у спектакля есть. И она – если буквально – соль-минор. Именно в ней написана музыкальная тема Глумова, то есть его дневник. На сцене драматическим актерам "подыгрывают" профессиональные музыканты из ВИА "Жорж". Скрипка, баян, контрабас, электрогитара.
"Это не просто музыка, а музыка Глумова. Это не музыка Мамаевых или не музыка Крутицкого, это все он, это его дневник, он так пишет", – объясняет композитор и музыкальный руководитель спектакля Ульяна Лучкина.
Это, возможно, "история попытки" бунта: в глаза молодой карьерист говорит людям одно, но одновременно ведет "летопись людской пошлости". Однажды, играя чувствами влюбленной в него замужней женщины, Глумов совершает ошибку. И из мести она передает его тайные записи в печать.
"Это мое высказывание на тему того, что играть с чувствами женщины опасно, и это приводит к краху. Женщина – это существо, с которым нужно очень осторожно обращаться, иначе она становится смертельным оружием", – отмечает актриса Анна Вартаньян.
Результат: общество требует, как сейчас говорят, отменить автора. Затем формально прощает его, чтобы контролировать в будущем. А вот финал у этой постановки отличный от классики, и сделать выводы из этой истории зрителю предстоит самостоятельно.
