"Сокровищница графики" – новый проект Пушкинского музея
Заглянуть в "Гравюрный кабинет первой четверти ХХ века" приглашает Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Первая выставка нового проекта "Сокровища графики" подготовлена вместе с Российской государственной библиотекой. Об истории крупнейшего графического собрания столицы – Муса Мстоян.
Образы мостов и кораблей – символы перемен и перехода, с одной стороны, но в то же время символы связи, сотрудничества в нелегкий политический и культурный период. Первая четверть ХХ века. Фрэнка Брэнгвина называют английским Пиранези. Его офорт "Гибель Ганнибала" – о том, как исчезают империи.
"Когда Брэнгвин увидел на верфях на Темзе, как разбираются старые деревянные корабли, вышедшие когда-то в море в конце XIX столетия, он понял, что сейчас, в начале ХХ века, происходит полная трансформация всего – и жизни корабля, и жизни общества", – рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А. С. Пушкина Татьяна Тютвинова.
Графика английских художников появилась в Гравюрном кабинете благодаря искусствоведу Николаю Романову. Тогда он возглавлял Отделение изящных искусств Румянцевского музея, а позже и сам Музей изящных искусств. Романов обратился к Брэнгвину через его русского секретаря, некоего Александра Бакши, с предложением организовать обмен произведениями. Живописец преподнес в дар 350 своих листов. Из России в Британию направили гравюры Кругликовой, Шиллинговского, Остроумовой-Лебедевой.
"После того как Брэнгвин получил этот дар, он посчитал, что нужно обязательно передать его в Британский музей, потому что художественное качество отобранных Романовым вещей было настолько высоким и настолько покорило Брэнгвина, что он сказал: в моей художественной мастерской им не место – им место именно в музейном собрании", – продолжила Татьяна Тютвинова.
В экспозиции также работы Фалилеева, Малютина, Сиби, Габейн – больше сотни произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа. Документальное сопровождение рассказывает о работе Гравюрного кабинета: отчеты, письма, пригласительные билеты. В годы войны и революции музей продолжал активно работать.
"Понятно, что гравюра – это небольшие листы, что это более камерное искусство. И поэтому, вероятно, проще было сохранить этот очаг культуры именно в стенах Гравюрного кабинета. Выставки организовывались каждый год. Это были монографические выставки; выставки, посвященные истории гравюры", – пояснила куратор выставки, советник дирекции Российской государственной библиотеки Наталья Самойленко.
Эта экспозиция, как говорят в музее, лишь верхушка айсберга – большой коллекции работ, которые сегодня хранятся в фондах Пушкинского. "Сокровищница графики" – это приглашение в историческое путешествие на более чем столетие назад. Работы, которые приобретали и представляли публике в начале двадцатого столетия, рассказывают, что волновало людей в те годы.
