Памяти Ларисы Голубкиной
На 86-м году ушла из жизни народная артистка России Лариса Голубкина. "Я пошла в кино не потому, что мне хотелось быть знаменитой кинозвездой... Мне просто хотелось что-то этакое сделать на экране", – говорила она.
В большое кино она ворвалась эффектно – верхом на белом коне в образе корнета русской армии. Для Ларисы Голубкиной это была дебютная роль, которая вмиг превратила студентку ГИТИСа в настоящую звезду. На роль Шурочки Азаровой Эльдар Рязанов пробовал уже тогда именитых Гурченко, Немоляеву, Фрейндлих. Все они были молоды и прекрасны, но казались режиссеру слишком женственными. А в Голубкиной, помимо женского обаяния, был мальчишеский темперамент, дерзость и тот самый гусарский дух. Она сама в кадре дралась с настоящей саблей в руках, ездила верхом, прыгала с балкона, сама исполнила все вокальные партии.
"У Бабочкина есть Чапаев, у Демьяненко – Шурик, а у Ларисы Голубкиной есть Шурочка из "Гусарской баллады". Наверное, каждый актер мечтает, чтобы у него была пускай хотя бы одна такая роль, как мы говорим "пулевая". Фильм, в котором она снялась, он на века", – сказал народный артист России Александр Пашутин.
Быть или не быть актрисой – вот в чем был главный вопрос ее жизни. Когда в детстве она перепевала песни Клавдии Шульженко, ей аплодировал весь двор, говорили: "Растет звезда сцены". А отец отвечал: "Ни за что!". Голубкина в себе сомневалась, но шла своим путем. Очаровывала всех вокруг, покорила педагогов на экзаменах в театральном. Она стала актрисой, получила от поклонников миллион роз – и все равно размышляла: свое ли место занимает на сцене? В ней никогда не было ни тщеславия, ни амбиций, ни фанатичного желания первенства, чего требовала ее профессия.
Лариса Голубкина: "Мне никогда не хотелось быть больше и ярче. Мне кажется, что это результат воспитания, то есть самое главное – не быть на виду".
Она так и играла, не становясь заложницей никакого особого типажа. Режиссеры называли Голубкину "глиняной фигуркой": она лепила из себя самые разные образы – от эксцентричной Элизы Дулиттл до статной царицы.
"Она не играла. Она была. И это как раз в кино очень важно, потому что в кино, в отличие от театра, где нужно играть все время, артисты великие, потому что они были на экране", – отметил кинокритик Сергей Лаврентьев.
Одна из последних ее ролей – в спектакле "Заплатки" в Театре Российской Армии. Откровенный диалог Ларисы Голубкиной и драматурга Родиона Белецкого. Он задавал неудобные, провокационные вопросы, а она – не играла – была сама собой. Срывала одну заплатку за другой, обнажала душу, отвечая на главный вопрос: правильным ли был выбор стать артисткой?
