На сцену Театра Моссовета возвращается пьеса "Машенька" Александра Афиногенова
"Машенька" Александра Афиногенова вновь в афише Театра Моссовета спустя более 80 лет. Идея поставить пьесу из репертуара прошлых лет принадлежит Андрею Кончаловскому. Ее реализовала выпускница режиссера Евгения Тикиджи-Хамбурьян. Экспозицию осмотрел Муса Мстоян.
"Родилась “Машенька” от страстного желания побыть среди хороших людей, благородных намерений, сердечной теплоты и подлинной дружбы…" – такими мыслями делился Александр Афиногенов с режиссером Юрием Завадским, который впервые поставил пьесу в Театре имени Моссовета в 1941. Андрей Кончаловский этот текст называет революционным для того времени.
"Это было большое открытие для советского зрителя, когда вдруг возникает вещь, не столько направленная на утверждение соцреализма или каких-то политических проблем, а просто нежнейшее, полное любви к людям произведение", – художественный руководитель постановки, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
Один из коронных спектаклей, как его называют в театре. После премьеры с Верой Марецкой, которая прошла 84 года назад, "Машеньку" затем не раз ставили в советских, а позже и в российских театрах. А в годы Второй мировой пьеса добралась даже до Бродвея. И вот теперь, спустя время, "Машенька" вновь на родной сцене. С подачи Андрея Кончаловского, выпускница его мастерской Евгения Тикиджи-Хамбурьян остановилась именно на тексте Афиногенова.
"Прямо на сцене образуется семья из абсолютно одиноких, потерянных людей, это всегда интересно, это всегда тепло и искренне. Мне кажется, что такие истории сегодня, как и всегда, могут очень здорово прозвучать", – рассказывает режиссер Евгения Тикиджи-Хамбурьян.
Комедия о распавшихся семейных связях, которые, казалось, уже не восстановить. У 15-летней Машеньки умирает отец. Мама снова выходит замуж, а дочь оставляет на попечение бывшему свекру – профессору палеографии Окаёмову. Его роль играет Александр Голобородько. Для народного артиста эта постановка особенно дорога.
"Я в 60-м году оканчивал Киевский театральный институт, мне был 21 год. И у меня был дипломный спектакль, где я играл профессора Окаёмова, эту же роль. Профессору было 70 лет. И сейчас 70 лет. А теперь я играю профессора Окаёмова, который младше меня на 17 лет", – отмечает народный артист РСФСР Александр Голобородько.
Через недоверие, преодолевая себя, люди в этом доме вновь объединяются в семью. Катализатором процесса становится Машенька – человек, способный лечить души.
"Машенька – это солнечный зайчик, который попадает в холодное пространство, и озаряет своим теплом всех, кто живет в этом доме", – отмечает актриса Ксения Комарова.
Спектакль рассказывает о нравственных идеалах того времени и предлагает ответить на вопрос: готовы ли мы их поддержать? Авторы подчеркивают, это история без выдумок, история больше, чем просто про любовь и дружбу.
