22 дня до Победы
22 июня 1941 года, когда никто из ленинградцев не знал, что их ждет, в Эрмитаже уже началась эвакуация музейных экспонатов. За первую неделю войны было упаковано 500 тысяч уникальных предметов искусства. Когда стало ясно, что рук не хватает, к сотрудникам Эрмитажа присоединились жители города: художники, студенты и просто неравнодушные к искусству люди.
Эвакуация музеев в годы Великой Отечественной войны – одна из ярких и необычных страниц в истории. Она требовала от сотрудников музеев инициативы, организаторских способностей, а порой и мужества. Работники музеев должны были буквально за считаные дни составить списки наиболее ценных экспонатов, подлежащих эвакуации в первую очередь.
Для того чтобы отправить в тыл все музейные работы, требовалось огромное количество упаковочного материала. Достать его было нереально. Поэтому использовали все, что попадалось под руку: хрупкие предметы клали в деревянные ящики со стружкой или сеном; когда заканчивалась стружка, использовали газеты или марлю; когда и они заканчивались, косили траву на газонах перед музеями, чтобы положить ее в ящики в качестве амортизирующего материала. Картины снимали с подрамников, сворачивали в рулоны и обматывали тканью или клеенкой, а крупные полотна складывали на специальных платформах, прикрыв брезентом.
Вывоз осуществлялся на баржах, пароходах, товарных поездах – любыми доступными средствами (не стоит забывать, что в это же время шла эвакуация предприятий и людей с прифронтовых территорий!). Железнодорожные составы с особо ценными коллекциями сопровождались вооруженной охраной, а на каждый состав в обязательном порядке устанавливалось несколько зенитных орудий. Впрочем, во избежание авианалетов, перевозка чаще всего производилась ночью.
Огромное количество музейных экспонатов Ленинграда было переправлено водным транспортом через Ладожское озеро. А в особо важных случаях использовалась авиация – в основном для перевозки ценных рукописей и архивов. Сама эвакуация, как правило, проходила в условиях строжайшей секретности: во избежание возможных хищений и утечки информации; многие сопровождающие даже не знали, что за груз они охраняют.
Несмотря на все трудности, к началу 1942 года было эвакуировано в тыл около 35% всех музейных фондов страны – беспрецедентное событие в мировой истории культуры!
Анна Зеленова сыграла ключевую роль в спасении фрагментов Янтарной комнаты, организовав демонтаж янтарных панелей и их упаковку для отправки вглубь страны. Также она занималась эвакуацией наиболее ценной части музейных фондов из Павловска. За день до занятия немецкими войсками города она, отправив последнюю машину с музейными экспонатами, сама ушла пешком в Ленинград.
Ян Куске, будучи начальником Артиллерийского исторического музея в Ленинграде, руководил его эвакуацией. Под его руководством два эшелона с коллекциями музея были отправлены в Новосибирск.
Иосиф Орбели организовал эвакуацию одного из крупнейших и наиболее значимых музеев страны – Эрмитажа. Отправив из Ленинграда в тыл два эшелона с ценнейшими экспонатами (две трети всей экспозиции музея), сам остался в осажденном городе, ведя работу по сохранению оставшихся ценностей.
Спасенные экспонаты Эрмитажа были отправлены в Свердловск (Екатеринбург), где расположился филиал всемирно известного музея. В городе экспонаты разместили в зданиях картинной галереи и римско-католического храма, а также в доме Ипатьева, где когда-то была казнена царская семья. Правда, строгим стандартам хранения соответствовала только картинная галерея, поэтому вскоре экспонаты из дома Ипатьева были перевезены в помещение клуба имени Максима Горького, более соответствующего нормам.
Вместе с эвакуированными ценностями в Свердловск прибыла и группа сотрудников Эрмитажа. Они следили за сохранностью вещей, несли дежурства в помещениях, вели научную деятельность, писали диссертации и монографии, устраивали выставки и читали лекции в учебных заведениях и на заводах, в санитарных поездах, воинских частях и госпиталях. Так эвакуация Эрмитажа позволила наладить культурную жизнь в тылу, морально поддержать людей и даже расширить их кругозор.
Помимо Эрмитажа, в эвакуацию отправился и Русский музей: более 26 тысяч экспонатов было переправлено в город Молотов (Пермь).
А Артиллерийский исторический музей, отправив самые ценные предметы из своей коллекции в тыл, нашел способ снабжения ополченцев оружием и боеприпасами, хранящимися в запасниках. В тот момент для обороны Ленинграда это было крайне важно.
Что же во время блокады было в самом Эрмитаже? 12 музейных подвалов были переоборудованы в бомбоубежища: в них часто проходили заседания и различные конференции. В феврале 1942 года в музее ненадолго открылся медицинский стационар. Были установлены печки и рукомойники. В обустройстве стационара принимали участие почти все сотрудники Эрмитажа, находившиеся в то время в блокадном Ленинграде. Ухаживая за больными и истощенными пациентами, работники Эрмитажа тем не менее исправно продолжали следить за состоянием оставшихся экспонатов. А еще в блокаду в Большом дворе Зимнего дворца и в Висячем саду Малого Эрмитажа были устроены огороды. Выращивали все, что могли: морковь, турнепс, свеклу, шпинат, укроп, капусту, картофель… Сейчас это кажется каплей в море, но на фоне 125 блокадных грамм помогло выжить многим.
Во время войны в Эрмитаж попало 18 снарядов. Был пробит знаменитый портик с атлантами, а попавшая в крышу здания авиабомба прошила все этажи насквозь – тогда серьезно пострадали Гербовый зал и галерея Растрелли.
Решение о возвращении коллекции из тыла было принято 29 августа 1945 года. Уже 10 октября экспонаты вернулись в Ленинград. В этот раз не спешили: особо ценные вещи перевозили в бронированных вагонах. Разгрузку вели солдаты-артиллеристы и члены пожарной дружины, а для особо тяжелых экспонатов использовали лебедку.
За 22 дня была воссоздана вся музейная экспозиция – 4 ноября 1945 года состоялось торжественное открытие Эрмитажа. А 8 ноября музей уже был открыт для всех желающих.
Смотрим прямо сейчас документальные фильмы о том, как в войну спасали культурные ценности. Документальный фильм Олега Солдатенкова "Спасти от варваров" посвящен эвакуации музейных коллекций. А документальный цикл "Дворцы взорвать и уходить..." расскажет о том, как боролись за сохранность эвакуированных культурных ценностей в тылу.

17 апреля 1945 года
Продвижение Красной Армии
На Земландском полуострове, западнее Кенигсберга, войска 3‑го Белорусского фронта, продолжая наступление, с боями заняли город и порт Фишхаузен и населенные пункты Литтаусдорф, Гаффкен, Занглинен, Нойен-Дорф, Дарген, Тенкиттен, Кальнштайн, Легинен, Розенталь, Нарльсхоф, Вишродт, Блюдау, Неплекен, Циммербуде, Пайзе. Войска 2‑го Украинского фронта, продолжая наступление, овладели центром нефтеносного района Австрии – городом Цистерсдорф, а также заняли более 30 других населенных пунктов. На территории Чехословакии, северо‑западнее города Годонин, войска фронта заняли населенные пункты Крумвир, Щитборице, Кржепице, Густопече, Старовице, Попице, Врановице. Войска 3‑го Украинского фронта на территории Австрии, севернее и западнее города Санкт‑Пельтен, с боями заняли населенные пункты Обер‑Вельблинг, Амбах, Хаузгейм, Обрицберг, Вайтцендорф, Герерсдорф, Хафинг.
