21 день до Победы
24 июня 1941 года указом наркома путей сообщения СССР железные дороги были переведены на военный график – гражданские перевозки были сокращены, а вся отрасль теперь подчинялась единому командованию. Главным делом железнодорожников на весь период войны стало поддержание связи фронта с тылом.
Для железнодорожников Великая Отечественная война – это не только вечный риск на передовой, но и титанический труд в тылу, где каждый вносит свой посильный вклад в общее дело – движение в сторону Победы, а рельсы, проложенные через страну, словно стальные нити, связывают между собой фронт и тыл.
В начале войны, когда враг шел в направлении Москвы, перед железнодорожниками, помимо эвакуации населения, промышленных предприятий и культурных ценностей из зоны боевых действий, стояла еще одна, не менее важная задача – в кратчайший срок перебросить с дальневосточного фронта десять дивизий на защиту столицы. По самым скромным подсчетам, на такую масштабную переброску должно было уйти несколько месяцев. Но железнодорожники нашли нетривиальное решение: в короткий срок движение поездов на запад было организовано по обоим путям, причем только в одну сторону. Эшелоны с дальневосточными дивизиями неслись с курьерской скоростью, преодолевая по 800 км в сутки не только по привычной колее, но и по встречному направлению. Таким образом, первые эшелоны с Дальнего Востока прибыли в Москву уже через 10 дней, а переброска всех дивизий была закончена меньше, чем за месяц.
За годы войны по железным дорогам страны было перевезено более 1,5 миллиардов тонн грузов, доставлено в пункты назначения около 443 000 эшелонов с солдатами и гражданским населением. Из прифронтовых районов было эвакуировано более 20 миллионов человек. Перемещено в тыл около 3 тысяч заводов и фабрик. За каждой цифрой – своя героическая история, личная боль, иногда – трагедия. Но всегда – вера в Победу.
Отдельного внимания достойны военно-санитарные поезда того времени. Они, словно корабли, плавно курсировали между фронтом и тылом, перевозя раненых. ВСП (военно-санитарный поезд) состоял минимум из 12 вагонов (чаще – из 17 или 18): вагон-мастерская, вагон-электростанция, вагон-кухня, вагоны-лазареты, вагон-операционная, штабной вагон для персонала, цистерна для воды, а также полувагон для топлива и платформа для автомашин. Иногда вагоны-лазареты и вагоны-операционные могли иметь какую-то узкую специализацию; встречались и вагоны-изоляторы для инфекционных больных и даже вагоны для лиц с психическими расстройствами. Военно-санитарные поезда способны были принять от 300 до 500 больных и раненых, 147 из которых могли находиться в тяжелом состоянии.
Кстати, уже в те годы все санитарные железнодорожные составы были укомплектованы внутренней телефонной связью и радиоточками. За годы войны такие поезда вывезли из опасных районов в тыл около 5 миллионов раненых и больных.
…Военно-санитарный поезд № 312, собранный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе, отправился в свой первый рейс 26 июня 1941 года. За все время войны он перевез более 25 тысяч раненых и прошел в общей сложности расстояние в 200 тысяч километров – это пять витков вокруг земного шара!
Вот так описывала писательница Вера Панова легендарный состав:
"На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах – ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее – люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу".
А было так: однажды к писательнице Вере Пановой обратились работники санитарного поезда № 312 с необычной просьбой – написать об их работе. Вера Федоровна посетила состав и лично пообщалась с будущими прототипами своих героев.
"Спутники" – повесть о буднях санитарного поезда в годы Великой Отечественной войны, где на фоне непростой работы "обитателей" поезда раскрываются и человеческие качества героев: дружба, ссоры, любовь…
Повесть вышла в 1946 году и сразу была принята читателями с большой теплотой.
А к 30-й годовщине Великой Победы был выпущен фильм "На всю оставшуюся жизнь…", который полюбился зрителям ничуть не меньше повести.
Четыре года по дорогам войны курсирует санитарный поезд, эвакуируя раненых с передовой. Война, не спрашивая, собрала в нем таких непохожих людей… Пожалуй, единственное, что их объединяет – чувство долга перед Родиной и стремление спасать человеческие жизни. Врачи и медсестры вывозят раненых, проводят операции и даже принимают роды, а в короткие минуты отдыха они вспоминают прошлое, которое в фильме гармонично и изящно переплетается с настоящим. Бомбежки, обстрелы, кровь и смерть – через все это придется пройти героям фильма.
В годы Великой Отечественной войны 127 железнодорожников были удостоены звания "Герой Социалистического Труда", свыше 28 тысяч награждены орденами и медалями, многие отмечены знаком "Почетному железнодорожнику", 994 917 работникам железных дорог была вручена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов".
Смотрим фильм Петра Фоменко "На всю оставшуюся жизнь…", рассказывающий о жизни и работе коллектива военно-санитарного поезда в годы войны.

18 апреля 1945 года
Продвижение Красной Армии
Части Красной Армии продолжают наступление на Берлин. Войска 3‑го Белорусского фронта продолжали бои по уничтожению остатков немецких войск, отброшенных в район порта Пиллау. Юго‑западнее и южнее города Ратибор войска 4‑го Украинского фронта с боями заняли более 30 населенных пунктов. На территории Чехословакии войска 2‑го Украинского фронта овладели городом Иванчице, а также с боями заняли населенные пункты Врацов, Милотице, Клобоуки, Жидлоховице, Райград, Сировице, Мелчаны, Немчицки, Медлов, Смолин. Севернее Вены войска фронта заняли на территории Австрии город Мистельбах, а также восемь других населенных пунктов.
