Ростовский музыкальный театр показал в Москве "Концертные танцы"
Ростовский музыкальный театр показал в Москве "Концертные танцы". Труппа впервые обратилась к одноактным балетам на музыку Стравинского и эксперимент можно считать удавшимся. Постановку номинировали на Национальную премию "Золотая маска" в категории "Балет". Алия Шарифуллина делится впечатлениями.
"Музыка Стравинского окончательно вышла из моды, осталась в середине 20-х, авангардизм которых сейчас выглядит как антимакассар вашей бабушки", – писал о премьере "Концертных танцев" в 40-х годах критик "Нью-Йорк Таймс" Джон Мартин. И ошибся. Произведение визионера и экспериментатора Стравинского, который чутко улавливал изменения, происходящие в мире, оказалось вневременным. К его "Концертным танцам" обращались Баланчин, Макмиллан, Якобсон... Бунтарский дух, свойственный партитурам великого мастера, подхватил и молодой хореограф Александр Сергеев.
"Его музыка дерзкая, интеллектуальная, цветная. Образ визуальный и структурный он почти сразу стал складываться. У меня даже сохранились рисунки, которые я стал зарисовывать, как ребята двигаются, перестраиваются", – делится хореограф Александр Сергеев.
Перестраиваться танцовщикам пришлось и физически и морально. Балетная труппа Ростовского музыкального театра привыкла к классическому репертуару. Для них постановка Сергеева – и свобода, и риск. В случае с премьером Игорем Кочуровым, – оправданный. Он номинирован на "Золотую маску" за "Лучшую мужскую роль" в категории "балет".
"Это был другой опыт, его охота станцевать, потому что ты можешь потом что-то новое в классическом репертуаре своем преподнести для театра, для зрителя", – рассказывает премьер балетной труппы Ростовского государственного музыкального театра Игорь Кочуров.
Эти "Концертные танцы" – балет бессюжетный. Взаимодействие музыки, пространства, пластики. Concerto, – от латинского "состязание". И на это опирался Александр Сергеев. На сцене – соревнования – солистов между собой, танцовщиков со сложным ритмом, наконец – соревнование постановщика с самим собой.
"Этот спектакль про спор, про взаимодействие танцовщиков между собой, танцовщиков с пространством, спор с музыкой", – отмечает хореограф Александр Сергеев.
Нет нарратива, но много хореографических тем. Сергеев-танцовщик опирается на опыт ведущих классиков современной эпохи: Баланчина, Форсайта, Макгрегора, чьи работы оказали влияние на пластический язык Сергеева-постановщика. В "Концертных танцах" нашлось место и оммажам: в партитуре Стравинский цитирует сам себя. Понимать этот балет – задача не только чувственная, но и интеллектуальная.
