Юсуповский фарфор на выставке в музее-усадьбе "Архангельское"
Юсуповский фарфор стал исключительным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства. Это доказывает и новая выставка в музее-усадьбе "Архангельское". Экспозицию составили изделия Императорского фарфорового завода, когда предприятие возглавлял князь Николай Борисович Юсупов. Уникальные по красоте и гармонии сервизы рассмотрела Юлия Кундрюкова.
Для этой выставки кураторы выбрали период длиною в 10 лет – время, когда Императорский фарфоровый завод возглавлял Николай Борисович Юсупов. Екатерина II назначила его в 1792, подписав это распоряжение.
"Задача была поставлена нешуточная. То есть составить конкуренцию отчасти и тем существующим, именитым, европейским мануфактурам, которые имели богатейшую историю и не одного десятилетия, а здесь нужно было совершить вот такой переворот", – рассказывает первый заместитель генерального директора \музея-заповедника "Архангельское" Амуланга Учурова.
Юсупов на эту должность был выбран неслучайно: Екатерина со своим сыном Павлом путешествовали по Европе вместе с графом, чтобы он рекомендовал им что приобрести за границей для своей коллекции. Европейское образование и вкус Юсупова внушали особое доверие. Эти 10 лет во главе завода совпали со сменой эпох – когда после Екатерины на престол взошел Павел I.
"При Екатерина, конечно, формы фарфора были более такие барочные, в соответствии с эпохой. А при Павле же высокий классицизм – формы становятся более строгими, антикизированными, – это то что привнесла Вена, которая стала повторять в фарфоре формы античных сосудов", – отмечает куратор выставки, хранитель музейных предметов музея-заповедника "Архангельское" Анастасия Москалёва.
Вообще, Юсупов считал что лучшие фарфоровые мануфактуры – Венская и Севрская. И очень многое оттуда перенял. Включая технологию возвышенного золочения.
"Предмет покрывался тонким слоем пасты или мастики, которая прорабатывалась в такой рельефный, тонкий орнамент, затем покрывавшийся позолотой. И создавалась иллюзия чеканного золоченого орнамента", – объясняет куратор выставки, старший научный сотрудник музея-заповедника "Останкино и Кусково" Светлана Даниленко.
Вот пример такого золочения – на сервизе, который назывался дежане – на французский манер, предназначался для завтраков. Мог быть на две персоны – тет-а-тет, или на одну – солитэр. Юсупов привлекал к созданию сервизов преподавателей и студентов Академии художеств. Часто художники повторяли на фарфоре полотна именитых мастеров.
"Картина Пармиджанино "Амур, вырезающий лук" – это картина хранилась в Европе. На Венской фарфоровой мануфактуре впервые создали тарелку с повторением этой картины, на Императорском фарфором заводе эту тарелку полностью повторили", – говорит куратор выставки, хранитель музейных предметов музея-заповедника "Архангельское" Анастасия Москалёва.
А это – кабинетский сервиз – состоит из 800 предметов. Сервизы – парадные, и они активно использовались. Поэтому часто случались утраты. Императорский завод восполнял утраченное. Многое делалось на заказ – вот, например, чайник, кофейня и чашка с монограммой УСГ – хранители пока не определили, кому он принадлежал. К эпохе Павла относится и вот этот столик с фарфоровой столешницей из музея-заповедника "Павловск".
"Интересен этот стол еще тем, что на столешнице изображен вид Павловского парка – это Руина у Черного моста. Эта Руина не сохранилась. То есть это еще иконография павловская времен Павла Петровича", – делится знаниями главный хранитель музея-заповедника "Павловск" Алексей Гузанов.
За 10 лет при Юсупове качество и художественная ценность фарфора обрели новый уровень. И это не единственное достижение. Граф научился его продавать – при заводе работали две лавки, и продажи за время его руководства значительно возросли.
