80 лет генеральному плану реконструкции Сталинграда
Ровно 80 лет назад, еще до окончания Великой Отечественной войны, был принят генеральный план Сталинграда. Его разработала группа архитекторов под руководством Каро Алабяна. Впоследствии проект не раз дополняли, но оставалось неизменным одно – город должен был стать крупным промышленным центром юго-востока страны. О тех, кто поднимал Сталинград из руин – Мария Трофимова.
Семен Кобелев был среди тех, кто приехал восстанавливать Сталинград. Выпускник Московского Архитектурного Института. В Великую Отечественную воевал на Кавказе, в Польше, победу встретил в Берлине. Карьере военного предпочел профессию архитектора. По его проектам построены дома на улице Советской.
"Тогда не было ни подъемных кранов, ни тракторов, ни бульдозеров. Все, что есть на фасаде: колонны, пилястры, рисовалось в масштабе один к одному, на кальках, приносилось сюда, здесь рабочие делали формы, лепили это, и потом лепнину поднимали наверх", – делится дочь С. Кобелева Ольга Жучкова.
Поднимать из руин город предстояло заново. Решение об этом руководство приняло еще в январе 43, когда враг находился "на левом берегу Волги". Тогда, побывав в разрушенном Сталинграде, архитекторы предложили радикально его переделать.
Разработка проектов длилась несколько лет.
"Ключевая мысль, которая закладывалась архитекторами и она вообще в принципе характерна не только для проектов реконструкции Сталинграда, но и многих других городов, разрушенных в годы войны, что центр города мыслился непросто как административный общественный центр, как это было до, но и как мемориальный центр", – говорит учёный секретарь Музея архитектуры имени Щусева Юлия Старостенко.
В Cталинград в течении нескольких лет направили около 100 архитекторов и инженеров: опытных и молодых специалистов, командированных и демобилизованных. Никого не пугала бытовая неустроенность. Сначала восстанавливали заводы, здесь же строили жилье и дороги.
Главный архитектор Василий Симбирцев решал как первочередные задачи, так и пытался претворить в жизнь смелые идеи коллег.
"За первую пятилетку было более миллиона квадратных метров жилья только восстановлено, приспособлено, но параллельно восстанавливались и строились школы, за 5 летку их было построено более 60, более 80 детских садов", – отмечает заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.
Центробанк, Областной суд, Дворец культуры профсоюзов. Его на проспекте Ленина построили первым. Авторы Вадим Масляев и Федор Лысов проект согласовывали в столице с классиком советсткой архитекуры Иваном Жолтовским. Жолтовский, как и Алабян, Симбирцев, один из тех, кто сформировал облик Москвы 30-50-х и многих советских городов. Для центра Сталинграда предложил свои варианты дома Советов, как главного здания архитектурного ансамбля. Оно должно было стоять в затрибунной части площади Павших борцов.
Переосмысливая зодчество древнего Египта, Греции, Рима, эпохи Возрождения, сталинградские архитекторы создавали свои произведения. Монументальные и торжественные. С помпезным украшением фасадов, карнизов, колонн, с огромными арочными пролетами.
Стиль, впоследствии, назовут сталинским ампиром. И сегодня эти здания, как архитектурные доминанты, задают тон, характер всему ансамблю. Одно из них – Медицинская академия. Тогда Областная партийная школа. За этот проект вместе с Василием Симбирцевым Ефим Левитан получил госпремию. Он и автор проектов кинотеатра "Победа" ресторана "Маяк", Главпочтамта. Жилых домов на Мира и Аллее Героев. Дань памяти воинам зодчий запечатлел на фасадах в образах флагов, из красного кирпича.
"Эти красные флаги – это символ Аллеи Героев. Достаточно выразительно придуман, задуман и реализован такой гигантский градостроительный ансамбль, которым является сегодня центр Волгограда – от набережной, от воды, от центральной лестницы через Аллею Героев и до площади Павших Борцов", – рассказывает заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.
Сталинград должен был стать одним из красивейших городов страны. Для советских архитекторов важно было не просто возродить, а отразить в его облике Победу над фашизмом. И этот триумф в камне мы можем видеть и сегодня.
