17 апреля 2025, 08:41 17 апреля 2025, 09:41 17 апреля 2025, 10:41 17 апреля 2025, 11:41 17 апреля 2025, 12:41 17 апреля 2025, 13:41 17 апреля 2025, 14:41 17 апреля 2025, 15:41 17 апреля 2025, 16:41 17 апреля 2025, 17:41 17 апреля 2025, 18:41

Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток

  • Картинка
  • Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток
  • Картинка
    Новый выставочный проект Третьяковки посвящен увлечению русских художников Туркестаном
  • Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток
Новый выставочный проект посвящён увлечению русских художников Туркестаном.

Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток. Новый выставочный проект посвящён увлечению русских художников Туркестаном. Эти поездки в начале XX века оказали большое влияние на развитие отечественного модернизма. Евгений Краков продолжит.

Советское государство строило новое общество, и художники должны были своим искусством привнести в Азию прогрессивные идеи. На экранах – хроника поездов "Красный восток". И выставка предлагает посетителю вместе с такой агитбригадой совершить свой "Путь на Восток".

"В дизайне у нас красные линии прочерчены, которые отсылают к железнодорожным путям. Залы отдельные – у них есть определённый ритм. Когда вы идёте по залам, то этот ритм вам напоминает и железнодорожный состав, и движение на поезде", – рассказывает заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи Александра Струкова.

В экспозиции картины, гравюры, скульптуры. Большинство экспонатов представлено из собрания Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Востока. От Гражданской войны, когда художники агитировали за власть советов и открывали в регионе свои первые художественные школы, перемещаемся в тридцатые. Когда поборники авангарда скрывались от обвинений в формализме и гонений. В Великую Отечественную – республики Средней Азии принимали эвакуированные музеи и галереи, художественные вузы и самих творцов, таких как Роберт Фальк и Сергей Герасимов. Именно в Туркестане последний создал серию акварелей "Москва- Самарканд-Москва". Работы периода эвакуации занимают отдельное место в экспозиции.

"Это не только время невероятных социальных потрясений, это ещё и время, когда русское искусство осознает свою значительность, свои достижения, занято осмыслением себя самого", – отмечает куратор выставки Игорь Смекалов.

На картине "Кузнецы" Степана Карпова – классическая зарисовка из жизни Узбекистана 20-х годов. Ремесленники делают оружие. Яркость тканей одежды подчёркивается бликами азиатского солнца. Это полдень, а потому тени почти вертикальные. А эти гравюры Владимира Фаворского написаны в эвакуации. Здесь интересен не столько сюжет, сколько материал. Сначала художник работал с деревом, но в жарком климате Самарканда оно расклеивалось. Тогда Фаворский стал использовать линолеум, подсмотрев это неожиданное решение у местных мастеров. Скульптуры, такие как бронзовая "Маска узбечки", показывают яркость и разнообразие азиатских типажей начала двадцатого века.

"Контекст очень сложный, когда у художника в его ощущениях и европейская традиция, и национальная русская традиция, и искусство востока, который он связывает с искусством России", – объясняет Игорь Смекалов.

Диалог и взаимное влияние культур. Туркестан стал местом силы для многих русских мастеров. Здесь они не только черпали вдохновение, но и переосмысливали свой подход к искусству.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация