Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток
Третьяковская галерея предлагает совершить путешествие на Восток. Новый выставочный проект посвящён увлечению русских художников Туркестаном. Эти поездки в начале XX века оказали большое влияние на развитие отечественного модернизма. Евгений Краков продолжит.
Советское государство строило новое общество, и художники должны были своим искусством привнести в Азию прогрессивные идеи. На экранах – хроника поездов "Красный восток". И выставка предлагает посетителю вместе с такой агитбригадой совершить свой "Путь на Восток".
"В дизайне у нас красные линии прочерчены, которые отсылают к железнодорожным путям. Залы отдельные – у них есть определённый ритм. Когда вы идёте по залам, то этот ритм вам напоминает и железнодорожный состав, и движение на поезде", – рассказывает заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи Александра Струкова.
В экспозиции картины, гравюры, скульптуры. Большинство экспонатов представлено из собрания Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Востока. От Гражданской войны, когда художники агитировали за власть советов и открывали в регионе свои первые художественные школы, перемещаемся в тридцатые. Когда поборники авангарда скрывались от обвинений в формализме и гонений. В Великую Отечественную – республики Средней Азии принимали эвакуированные музеи и галереи, художественные вузы и самих творцов, таких как Роберт Фальк и Сергей Герасимов. Именно в Туркестане последний создал серию акварелей "Москва- Самарканд-Москва". Работы периода эвакуации занимают отдельное место в экспозиции.
"Это не только время невероятных социальных потрясений, это ещё и время, когда русское искусство осознает свою значительность, свои достижения, занято осмыслением себя самого", – отмечает куратор выставки Игорь Смекалов.
На картине "Кузнецы" Степана Карпова – классическая зарисовка из жизни Узбекистана 20-х годов. Ремесленники делают оружие. Яркость тканей одежды подчёркивается бликами азиатского солнца. Это полдень, а потому тени почти вертикальные. А эти гравюры Владимира Фаворского написаны в эвакуации. Здесь интересен не столько сюжет, сколько материал. Сначала художник работал с деревом, но в жарком климате Самарканда оно расклеивалось. Тогда Фаворский стал использовать линолеум, подсмотрев это неожиданное решение у местных мастеров. Скульптуры, такие как бронзовая "Маска узбечки", показывают яркость и разнообразие азиатских типажей начала двадцатого века.
"Контекст очень сложный, когда у художника в его ощущениях и европейская традиция, и национальная русская традиция, и искусство востока, который он связывает с искусством России", – объясняет Игорь Смекалов.
Диалог и взаимное влияние культур. Туркестан стал местом силы для многих русских мастеров. Здесь они не только черпали вдохновение, но и переосмысливали свой подход к искусству.
