"Выйти из тени": в Музее Востока открылась выставка кукол
"Выйти из тени". Выставка кукол традиционного турецкого театра Карагёз открылась в Музее Востока. Экспозиция рассказывает об истории теневого театра и знакомит с его современной интерпретацией. Как зародилось это древнее визуальное искусство – узнал Муса Мстоян.
Одна из самых распространённых легенд о появлении театра теней Карагёз: середина XIV века, в городе Бурсе – первой столице Османской империи – строили пятничную мечеть. Закончить работы в срок никак не получалось. Разгневанный султан Орхан приказал выяснить причины задержек. Оказалось, что строители отвлекались на шутки и перепалки двух приятелей: кузнеца Карагёза и каменщика Хадживата. Узнав об этом, правитель приказал их казнить. Новость так опечалила знакомых, что шейх Кюштери решил их возродить: вырезал из кожи фигурки друзей, чтобы разыгрывать истории из их жизни. В Карагёзе нет сцены как таковой. Вместо неё – небольшой тканевый экран, за которым располагаются лампа и сам кукольник. В его руках – короткие палочки, которыми он прижимает куклы к полотну. Обычно такой театр устраивали на улице или в кофейнях.
"Прежде всего, это искусство городское, это театр, который показывался на городских площадях, чаще всего ночами, в месяц Рамадан, когда правоверные должны были отдыхать перед сложным постом дневным. Считается, что поэтому и репертуар пьес – 30: по тем ночам, в которые нужно было проводить веселье", – рассказывает куратор выставки, заместитель генерального директора Государственного музея Востока Илья Зайцев.
Традиционно куклы изготавливали из кожи животных. Чаще всего использовали верблюжью. В последние десятилетия используют телячью – а также толстый картон и другие материалы. В среднем фигурки выходят ростом до 20 сантиметров. Они состоят из нескольких частей, могут шевелить руками и ногами. Куклы плоские, ярко раскрашены. Художники используют натуральные красители: цветы, растения, фрукты. Карагёз – искусство двухмерное, поэтому лица героев представлены в профиль.
"Вообще на Востоке нет традиции изображать предметы и людей в реалистичной перспективе. Мы не подражаем действительности, не стремимся передать героев, их движения в точности. Мы создаём образ", – отмечает театральный режиссёр, кукольный мастер (Турция) Ченгиз Самсун.
В основе пьес театра Карагёз – типичные жизненные ситуации и актуальные проблемы. Однако пересказать их бывает нелегко: зачастую это импровизация автора.
