17 апреля 2025, 17:37 17 апреля 2025, 18:37 17 апреля 2025, 19:37 17 апреля 2025, 20:37 17 апреля 2025, 21:37 17 апреля 2025, 22:37 17 апреля 2025, 23:37 18 апреля 2025, 00:37 18 апреля 2025, 01:37 18 апреля 2025, 02:37 18 апреля 2025, 03:37

ММКФ 2025. О громких проектах прошлых лет

  • ММКФ 2025. О громких проектах прошлых лет
17 апреля состоялось торжественное открытие 47-го Московского Международного кинофестиваля. В материале поговорим о номинантах этого года и "золотых" проектах прошлых лет. Знаменитые кинематографисты о том, почему эти фильмы стоит любить – только на "Смотрим"

ММКФ (Московский Международный кинофестиваль) – это одно из самых значимых культурных событий в России и мире, которое ежегодно посещают тысячи критиков и звезд мировой величины.

Среди них можно было встретить таких легенд, как Федерико Феллини, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Роберт де Ниро, Эмир Кустурица, Брэд Питт, Квентин Тарантино, Майкл Манн, Шон Пенн, Джон Малкович, Эдриен Броуди, Тим Бертон и многих других.

В 2025 году 47-ой по счету фестиваль пройдет с 17 по 24 апреля на площадке кинотеатра "КАРО 11 Октябрь" на Новом Арбате.

Среди номинантов 2025 года стали нашумевшая итальянская драма "Воздушный змей", российская комедия "Туда", а также документальный фильм "Путь", созданный при поддержке ИРИ (Института развития Интернета). Проект рассказывает о завораживающем мире Арктики и освещает величайшие открытия, связанные с прокладкой Северного морского пути.

Каждый год наша редакция отбирает несколько громких и значимых фильмов, которые когда-то стали лауреатами ММКФ и были удостоены важных наград на фестивале. В этом году были выбраны "Судьба человека", "Мимино" и "Иди и смотри", которые доступны на платформе "Смотрим".

Мы обратились к вершинам отечественной киноиндустрии с просьбой рассказать об этих фильмах – великих "золотых" проектах прошлых лет. Именитые кинокритики, журналисты, редакторы, сценаристы, режиссеры и представители медиа-платформ подчеркивают значительный вклад этих произведений в развитие мирового кино, и хотя каждый из них оценивает этот вклад по-своему, это не умаляет их важности.

"Судьба человека"

Большой приз ММКФ, 1959 год

Трогательная и глубокая драма, рассказывающая о человеке по имени Андрей Соколов, который, пережив ужасные испытания войны, оказывается на перепутье своей жизни. В мрачных тенях послевоенной разрухи он встречает маленького мальчика, чья невинность и искренность становятся для него маяком надежды. Эта история о любви, утрате и поисках смысла жизни заставляет задуматься о том, что даже в самые тёмные времена можно найти искры света

Почему фильм стоит посмотреть? Спрашиваем экспертов!

В 1959 году "Судьба человека" получила Большой приз самого первого Московского международного кинофестиваля – и стала таким образом не просто большой победой Сергея Бондарчука, доказавшего всем скептикам свою режиссерскую силу, но еще и официальной декларацией перемен в советском кино. Новая, куда более теплая эпоха, наследовала не пропагандистский размах "Падения Берлина" Михаила Чиаурели, а яростный гуманизм "Радуги" Марка Донского.

"Оттепельный" мир смыл устаревшие догматы: Бондарчук не устрашился показать на экране трагедию советских военнопленных, пережившую любые гонения народную религиозность и особую крестьянскую силу. Да что там – он избрал для экранизации текста Шолохова поэтический киноязык, бесконечно далекий от официоза только что завершившегося "сталинского малокартинья". Через год после триумфа фильма "Летят журавли" на Каннском кинофестивале, Москва торжественно объявила – ей тоже не чужда всеевропейская "Новая волна". И этот приз – не только культурно, но и политически – утвердил начало блестящего для советского кино времени, в котором главным двигателем признавалась не парадная бравурность, а простая человеческая искренность.

Время возложенное на него надежды оправдало: из колоссального международного успеха Калатозова и московского триумфа Бондарчука выросло абсолютно новое кино – с Германом, Тарковским, Чухраем. Да и ММКФ тоже от решения жюри только выиграл. "Судьба человека" послужила своеобразной прививкой, после которой смотр смог с честью выдержать первое серьезное испытание – показ в столице СССР прекрасной, но уж слишком неформатной трагикомедии Федерико Феллини "Восемь с половиной".

Максим Гревцев, редактор Кино-Театр.Ру

"Судьба человека" (1959) Сергея Бондарчука – история советского солдата, прошедшего через войну, плен и личную трагедию, рассказанная без лишних слов. В центре – не события, а человек. Его лицо, голос, молчание. Его внутренняя сила, которую не может сломать даже самое страшное. Бондарчук, одновременно играя главную роль и дебютируя как режиссёр, создал кино, где война не героизирована, а выстрадана. Где любовь к жизни пробивается сквозь разрушение. Финал, в котором Соколов берет за руку Ванюшу и идет, идет, и ты как-будто идешь за ним – оставляет в душе тихую тоску. Такой простой и человеческий.

И в этой простоте – её правда и красота. "Судьба человека" держится на лицах, на актёрах. Потому что смотришь не на взрывы, а на их отражение в глазах. На пепельное лицо. На судьбу человека. Иногда чем скромнее, чем меньше слов, тем ближе становится история. Потому что не отвлекаешься, потому что можешь послушать свои мысли.

Телеграм-канал "Кино про тебя"

"Судьба человека" – редкий пример того, как лаконичная прозаическая новелла превращается в масштабную кинематографическую притчу, не теряя своей внутренней правды. Сергей Бондарчук, выступив и как режиссёр, и как исполнитель главной роли, выстраивает историю Андрея Соколова как путь человека, пережившего не только войну, плен и личную утрату, но и внутреннее опустошение – чтобы в финале сделать тихий, но мощный нравственный выбор. Тема стойкости, человеческого достоинства и способности к состраданию становится здесь не частной, а глубоко национальной. Акт усыновления в финале – кульминация не только сюжета, но и смысловой вертикали всей картины: это жест, с помощью которого личное горе преодолевается через любовь и заботу о другом.

Анастасия Каскевич, сценарист и преподаватель Института Кино НИУ ВШЭ

"Мимино"

Золотой приз ММКФ, 1977

Яркая комедия про грузинского пилота Валико, который мечтает о бескрайних просторах неба и свободе. Его приключения полны юмора и теплоты: он находит настоящую дружбу среди простых людей и делится с ними своими мечтами. Каждый момент фильма наполняет зрителя легкостью и смехом, подчеркивая важность человеческих связей и родных традиций в нашем мире.

Почему фильм стоит посмотреть? Спрашиваем экспертов!

Сценарий лучшего в истории фильма о Родине был написан Георгием Данелией в соавторстве с Резо Габриадзе и Викторией Токаревой. После выхода картины в прокат, где он собрал 24,4 миллиона зрителей, несколько десятков фраз из него мгновенно стали крылатыми: "случайно стулом задел", "Ларису Ивановну хочу", "пешком постою" и, конечно, "я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся". Многих из них, кстати, не было в сценарии, их придумал гениальный комедиант с грустными глазами Фрунзик Мкртчян, сыгравший в "Мимино" наивного водителя самосвала. А "Чито грито, чито маргарито" Вахтанга Кикабидзе, исполнившего роль летчика-мечтателя Валико Мизандари, признана в 1978 году песней года. Эта пара – Кикабидзе и Мкртчян – остается самым запоминающимся актерским дуэтом советского кино, воплощением не только мужской дружбы, но и реальной, немифической дружбы народов нашей прежней страны. Спустя 48 лет фильм сохраняет статус культового и остается любимейшим и по-настоящему народным кино благодаря своей теплоте, лиричности, доброй иронии, с которой в ней показаны реалии советской жизни. Он способен не просто подарить чувство уюта, но без фальши и нравоучений поправить вечно сбивающиеся мечтами о лучшей доле внутренние настройки. Твой дом там, где ты нужен людям.

Екатерина Визгалова, редактор Кино-Театр.Ру

Георгий Данелия – это режиссер великих советских лирических комедий. И фильм "Мимино" – как вершина его мастерства. В нашей семье мы смотрим советское кино каждые выходные. И моя дочка пяти лет смеется над шутками из "Мимино". А когда Валико звонит случайно в Тель-Авив и поёт с незнакомым грузинам песню – тут всегда хочется плакать. Это не кино, это цитатник жизни. Это переводчик сложной души Кавказа. Это великое кино.

Мимино – это история грузинского летчика Валико Мизандари (Мимино), который после восьми лет работы на вертолёте Ми-2, обслуживающем потребности жителей горных селений, решает перейти в большую авиацию. Но насколько его тянет к себе домой, знает только грузинская душа.

Это максимально честная история, поэтому она становится понятной сразу на всех языках и сквозь года.

Антон Маслов, режиссер, продюсер, сценарист, автор канала "Масло в огонь"

"Мимино" – это когда человек летает над горами, а сердце у него всё равно приземляется где-то между родной деревней и гостиницей "Россия". Фильм, где тоска по дому пахнет мандаринами, а дружба начинается с крика: "А ты что, на меня сердился?! – Сердился! – А я на тебя три раза больше сердился!"

Это лирика в форме комедии, где каждый кадр – открытка, каждый диалог – цитата, а жизнь – как чемодан без ручки: и нести смешно, и бросить жаль.

Алексей Черников, автор телеграм-канала "Федор, Бонд и Чук"

"Мимино" – это фильм, в котором нет ни одной фальшивой ноты. Георгий Данелия, Гия Канчели, Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян создали многослойное тончайшее полотно, актуальное во все времена. В один миг ты смеешься до слез над комичным и невероятно трогательным дуэтом Фрунзика и Бубы, а в другой – сердце ухает вниз на словах "Хотите, я из самолета выпрыгну?". Пожалуй, с возрастом замечаешь больше грустных моментов, но эта тоска все равно так густо замешана с огромной по силе любовью, что надежда снова и снова побеждает боль. "Мимино" – еще и редкий фильм, который можно пересматривать бесконечно: прошло уже почти 50 лет, а он все так же свеж и прекрасен. Как горы Кахетии. И песня, несущаяся самолетом над Телави и Тель-Авивом.

Телеграм-канал "Водоворот"

Старенький вертолет, лохматый пес штурманом и козел, которого Валико везет пассажиром на фоне красоты Кавказских гор. Буквально с первых кадров "Мимино" говорит о том, что фильм будет очень душевным.

Простая и, казалось бы, незатейливая история про провинциального пилота, который решает изменить жизнь и стать пилотом международных авиалиний и впечатлить девушку мечты, в руках Геория Данелии превращается в глубокую историю про людей с очень большим сердцем. Которые помогают, не вопреки и не за что-то… а просто потому что по-другому не может быть.

Прошло почти 50 лет с премьеры на ММКФ, и сегодня, "Мимино", кажется, как никогда актуален. Ведь в сложные времена очень важны истории, от которых захочется улыбнуться и становиться очень тепло на душе.

Виктория Беляева, шеф-редактор "Плюс Студии" и старший преподаватель Института кино НИУ ВШЭ

Во время, когда ещё не существовало слово "достигаторство", Георгий Данелия создаёт фильм про этот феномен. Вахтанг Кикабидзе великолепно воплощает образ главного героя – летчика Мимино, разрывающегося между мечтой о большой авиации и любовью к родному селу. Наполненный меткими фразами, смешением культур Армении и Грузии, фильм под личиной комедии скрывает в себе трогательную и мудрую историю о поиске себя и связи с Родиной. Эта классика кино согревает душу вне зависимости от места рождения.

Телеграм-канал Супер8

Мимино – лирическая комедия, поймавшая самую суть сразу двух кавказских народов, легко и непринужденно поднимает тему, актуальную во все времена. Это тема родного места, дома – где родился ты, и где жили поколения твоих предков. Ты можешь покинуть это место в погоне за прекрасной мечтой, и мечта эта может даже исполниться. Но и весь мир не принесет тебе такой радости, как клочок неба над родным домом. Фильм рекомендуется к просмотру всем поколениям.

Сергей Калужанов, сценарист

Фильм Георгия Данелии "Мимино" – один из тех редких кинематографических случаев, когда за внешней простотой картины скрывается глубокая философия. Эта история о скромном вертолётчике из грузинского горного села, мечтающем покорить небо на больших лайнерах, оказывается притчей о человеческой судьбе, выборе и истинной ценности внутренней свободы.

Первоначально картина должна была называться "Ничего особенного" – название, которое, возможно, точнее передавало бы скромную завязку сюжета. Но именно переименование в "Мимино" (что с грузинского переводится как "сокол") стало важным символическим жестом: фильм поднялся над повседневностью, чтобы рассказать нечто большее, чем просто житейскую историю. И неслучайно именно "Мимино" стал единственной советской лентой, удостоенной Золотого приза на Московском международном кинофестивале 1977 года.

Сюжет фильма незамысловат, но в этом – его сила. Валико Мизандари (в исполнении Вахтанга Кикабидзе) – человек тонкой душевной организации, скромный, мечтательный и по-своему наивный. Его приключения и попытки устроиться в "большом мире" поднимают важные вопросы: кем ты хочешь быть – собой или тем, кем тебя хотят видеть? Хочешь ли ты быть или только казаться?

Сложные съёмки в горах, поэтические панорамы и тщательно выверенная композиция кадров – еще одно достоинство фильма и заслуга оператора Анатолия Петрицкого. Его работа не просто радует глаз, она формирует особую интонацию фильма, его лирическую меланхолию. Также стоит отметить монтаж: в картине нет ни одного лишнего кадра, а многие сцены заканчиваются "на вдохе", оставляя пространство для размышлений.

Одним из главных достоинств ленты является актёрский дуэт Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна. Их экранная дружба – настоящая химия, искренность и юмор, которые невозможно механически сыграть по сценарию – это чувствуется в каждой сцене.

Данелия, несомненно, один из гениев советского кинематографа. Его трагикомедии – это не просто фильмы, а отражение эпохи и вечные вопросы, с которыми сталкивается зритель. А "Мимино" – фильм, который кажется "ничего особенного", но остается со зрителем надолго.

Полина Ильина, Академический руководитель Института кино НИУ ВШЭ, продюсер кинокомпании VISION MEDIA POSTPRODUCTION

"Иди и смотри"

Золотой приз ММКФ, 1985

Пронзительный антивоенный фильм, который погружает зрителя в ужасные реалии Второй мировой войны через глаза юного Флеры. Его путешествие по оккупированной Беларуси становится свидетельством невиданных страданий и утраты невинности. Это не просто история о войне; это размышление о человеческой природе, о том, как жестокость может разрушить жизнь.

Почему фильм стоит посмотреть? Спрашиваем экспертов!

Страшный и пронзительный, как взгляд главного героя, вперившийся в твою душу, фильм Элема Климова – самая обезоруживающая картина о войне. Следуя за Флером в леса и болота, истерзанные минами, ты все больше ценишь свою теплую, безопасную жизнь, и все меньше остается иллюзий о насилии. "Иди и смотри", и молись, чтобы никогда не вернуться.

Телеграм-канал "Стримми"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация