Музей русской иконы представляет выставку "Красота в глазах смотрящего"
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова представляет выставку "Красота в глазах смотрящего". На ней – образа, которые висели в домах крестьян, мещан, купцов. Обыденную икону изучил Антон Николаев.
Выставка в Музее русской иконы позволяет заглянуть в русскую избу, дом купца или мещанина конца XVIII – начала XX века. И присмотреться к тем молёным образам, перед которыми склонялись в молитве простые люди – в основном крестьяне, самое массовое сословие Российской империи. Присмотреться и обнаружить, что красота, как подчеркивает название выставки, "в глазах смотрящего".
"Ученые, тот же Лихачев, все иконы XIX века считал "частушками". Однако же в этом слое были найдены и выделены уникальные образцы живописи Палеха, Мстёры, иконописцев, которые создавали иконы в конце XIX – начале XX века по заказу императорского двора", – рассказал директор Музея Русской иконы Николай Задорожный.
Образ Богоматери "Умягчение злых сердец". Написан в конце XIX века в иконописном селе Холуй. Как и эта икона Божией Матери "Троеручица". Иконы самых любимых и почитаемых в народе святых: Николая Чудотворца, ему отведен целый раздел выставки; великомученика и целителя Пантелеимона; праведного Симеона Верхотурского. А это образ святителя Василия, который чудесным образом приплыл по реке в Рязань на своей епископской мантии. Современные искусствоведы называют этот стиль иконописи провинциальным академизмом. Встретить такие иконы можно было в самых разных уголках Российской империи.
"Продавались начиная с территорий, как, например, вязниковцы, владимирцы ходили от Владимирской губернии до Балкан, если идти на Запад. И на Восток – до Дальнего Востока. Стародубские народные иконы распространялись по всему юго-западу и западу Российской империи, и вместе с переселенцами – малороссийскими казаками – шли в Сибирь, Зауралье и на Дальний Восток. Таким образом, мы видим, что эти кустарные иконные промыслы, центры расхожей иконы, поставляли большую часть икон для народа", – пояснила куратор выставки Ирина Злотникова.
Уже само по себе появление этой выставки – определенный знак времени. До недавних пор эти иконы оставались вне поле зрения искусствоведов. Иконы эти часто совершенно безыскусные и где-то наивные. Но некоторые из них по силе воздействия не уступают, а порой превосходят образа, созданные знаменитыми иконописцами.
