"Человек и нейросети: кто кого создает?" – выставка в Новой Третьяковке
"Человек и нейросети: кто кого создает?" – ответ на этот вопрос можно узнать на выставке в Новой Третьяковке. В экспозиции – работы, созданные художниками совместно с искусственным интеллектом, который становится и предметом исследования, и участником художественного процесса. Муса Мстоян продолжит.
Хаотичные силуэты, в которых зритель, возможно, найдет что-то до боли знакомое и родное или, наоборот, обжигающее и отталкивающее. Глядя на одни и те же паттерны, мы сами дорисовываем картинку и переживаем уникальный визуальный опыт. Но что же видит искусственный интеллект? Это инсталляция Елены Филаретовой "Распознавание" – 55 портретов, которые находятся под постоянным наблюдением особой камеры. Нейросеть с машинным зрением считывает изображения по отдельности и пытается описать настроение человека, его характер и эмоции. В основе работы – феномен визуальной парейдолии.
"Человек воспринимает окружающую реальность, пытаясь в ней увидеть лица. Это, видимо, как-то связано с нашей физиологией, биологическим развитием, нам нужно было предчувствовать опасность, а она часто исходила от живых организмов", – пояснил куратор выставки Игорь Волков.
В работе "Количество прикосновений" Мария Фёдорова задается вопросом, с чего может начинаться контакт человека с ИИ-коллегой. Когда у людей немалую роль в работе с информацией играет взаимодействие с физическим миром, машинное обучение основано на поиске закономерностей в данных. Автор предлагает буквально потрогать искусственный интеллект: занять у тумбы нужную позу, положить руки на металлические пластины и посмотреть в камеру. В ответ нейросеть сделает комплимент.
"Когда этот объект часто трогают на экспозиции, он очень счастлив и радостно светится ярким цветом. Когда к нему долго не прикасаются, он становится грустным, светится менее интенсивно, более депрессивным цветом", – рассказала куратор выставки Дарья Эпин.
Выставка стала результатом эксперимента Третьяковской галереи и Яндекса. Разработчики, как соавторы художников, предлагали им в помощники самые разные нейросети. И, по словам авторов, неслучайно домом для этой экспозиции стало здание Новой Третьяковки. Ведь, кто знает, может, эта художественная революция станет еще одним водоразделом в летописи искусства?
