В Вахтанговском театре поставили спектакль по пьесе "Светит, да не греет"
Театр имени Вахтангова выпустил премьеру – спектакль "Светит да не греет". Режиссер Сергей Тонышев говорит, что этот текст – своеобразный переход от привычной драматургии Островского к другой, характерной для чеховского времени. Впечатлениями делится Яна Музыка.
Эту пьесу Островского ставят редко. Режиссер Сергей Тонышев уверяет: в ней всё очень непросто. Во-первых, два автора – Островский и Соловьев. Два больших художника создали многомерный текст, в котором много тем одновременно. В том числе – экзистенциальные.
"Столкновение с внутренней пустотой, столкновение с тем, что у тебя внутри. С тем, как человек отвергает это сначала, очень долго сопротивляется самому себе, а потом, столкнувшись лицом к лицу со своей пустотой, придумывает, что с этим делать и как жить дальше", – рассказал режиссер Сергей Тонышев.
Землевладелица, девица под 30 лет, возвращается из-за границы. А на родине ей скучно. Она приехала домой, но самого дома в сценографии нет! Крыльцо, плотина. Словно мертвый скелет, пустырь. Мост над бездной и 50 оттенков черного.
"Они говорят: "Мы в потемках живем". Они живут в потемках. Это такая болотистая, неустойчивая земля, проваливающаяся. Образ чего-то туманного", – пояснил художник-постановщик Филипп Шейн.
Нет твердой опоры. Всё дым. Люди, которые не слышат друг друга. Авторы спектакля уверены, что Чехов, создавая новую драматургию, во многом опирался на эту пьесу.
"Если говорить про Чехова, это и "Вишневый сад", там есть и предвестник Раневской, и предвестник Лопахина. Это и "Чайка", и "Дядя Ваня", это всё немножко начало ХХ века, когда стало понятно, что никакой внятной единой конструкции быть не может, а это всё какая-то чуть-чуть распадающаяся, чуть-чуть разваливающаяся, как наша жизнь, вещь", – добавил актер Владимир Логвинов.
Главная героиня вернулась из Парижа. Осталась без средств – придется продать имение. Тот же сюжет повторится в пьесе "Вишневый сад". Чехов даже играл с именами персонажей этой пьесы Островского. Ренёва – Раневская. Это про нее название "Светит да не греет".
"Я ее боюсь. Честно. Такой тип людей я, как Ира Смирнова, в жизни опасаюсь. И в то же время он меня очень привлекает, и мне всегда хочется это распознать, хочется понять, а права ли я в своих ощущениях. Она и сложна, и очень понятна одновременно. Но это что-то очень опасное", – призналась актриса Ирина Смирнова.
Сохранив текст пьесы, создатели спектакля изменили смысл этой истории. Вместо трагического финала – надежда на то, что люди смогут услышать друг друга.
