23 апреля 2025, 11:19 23 апреля 2025, 12:19 23 апреля 2025, 13:19 23 апреля 2025, 14:19 23 апреля 2025, 15:19 23 апреля 2025, 16:19 23 апреля 2025, 17:19 23 апреля 2025, 18:19 23 апреля 2025, 19:19 23 апреля 2025, 20:19 23 апреля 2025, 21:19

25 апреля в "Зарядье" состоится концерт МГАСО " Бриттен. Равель. Дебюсси"

  • 25 апреля в "Зарядье" состоится концерт МГАСО " Бриттен. Равель. Дебюсси"
25 апреля в Зале Зарядье Московский государственный академический симфонический оркестр, дирижер Кристиан Кнапп и солист Александр Гиндин представят программу из произведений композиторов, творчество которых ознаменовало рождение новой эпохи в мировой музыке.

Начало XX века было отмечено исчезновением основного направления, поляризацией и множественностью художественных течений, одним из которых стал импрессионизм.

"Морские интерлюдии" из оперы "Питер Граймс" для симфонического оркестра – одно из наиболее часто исполняемых на концертной сцене произведений Бенджамина Бриттена. Бриттен – один из крупнейших оперных композиторов XX века. Ему удалось создать в Англии произведения, ставшие крупным явлением мировой оперной культуры и возродить английскую оперу после эпохи безвременья, а также внести существенный вклад в развитие жанра в целом. "Питер Граймс" – первая опера Бриттена, психологическая драма, которая впоследствии принесла ему мировую известность. Картины оперы соединены шестью оркестровыми интерлюдиями. Еще до премьеры оперы Бриттен отобрал четыре и создал из них симфоническое произведение для самостоятельного исполнения на концертной сцене.

Морис Равель – одна из наиболее значимых фигур французской музыки первой трети XX века. Вместе с Дебюсси он считается самым видным представителем музыкального импрессионизма. В 2025 году весь музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения французского композитора.

"Концерт для фортепиано с оркестром № 2" был сочинен Равелем по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку, но продолжавшего выступать. Задание было сложным и необычным. Пианист обратился с аналогичной просьбой к Сергею Прокофьеву и Рихарду Штраусу, они оба написали по концерту, но из трех произведений только Концерт Мориса Равеля стал по-настоящему репертуарным. Говоря о Втором концерте, Равель указывал на важное значение проблемы фактуры: "В произведениях такого рода важно, чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала бы как исполняемая двумя руками. Поэтому я и приблизился в нем к помпезному стилю музыки и традиционного концерта". Равель изобрел остроумные технические приемы для заполнения всех регистров, некоторые из которых совсем не соответствуют нормам академической музыки. Первое исполнение Концерта прошло в Вене в 1931 году.

В программе 25 апреля Второй концерт исполнит заслуженный артист РФ Александр Гиндин.

Александр Гиндин: "Я очень люблю музыку Мориса Равеля. Люблю ее глубоко, на физиологическом уровне, она задевает меня изнутри, заставляет бурлить кровь. Самое мощное и прекрасное в Равеле – "музыкальная струя", которая тебя сносит. Равель был очень точным человеком, точным до уровня диагноза, и прорабатывал музыкальную ткань, доводя ее до совершенства. Он из тех композиторов, которые не требуют свободной интерпретации исполнителя, партитура прекрасна так, как она написана. Заслуга Витгенштейна в том, что несмотря на трагедию, случившуюся с ним, он использовал свой человеческий и финансовый ресурс, чтобы обогатить мировую фортепианную литературу произведениями, написанными для левой руки.

О Равеле многое сказано и написано. Мне очень нравится высказывание Жана Кокто, который не был большим поклонником композитора, но сказал удивительно точно: "Равель – маленький как замочная скважина, но нужно уметь поднести к ней глаз". Музыка Равеля многогранна. Я, как исполнитель, и вы как слушатели, не можем определить – грустная она или веселая. В музыке Равеля – все эмоции вместе, она – густая. Музыка Равеля написана такими густыми красками, что каждый может прочитать в ней для себя то, что он хочет прочитать – там есть все.

Я часто исполняю и камерную, и вокальную музыку Равеля, записал пластинку из сольных произведений, и музыки для двух роялей. Я давно собирался сыграть Второй концерт и, хотя меня в молодости учили не афишировать первое исполнение произведения, честно говорю, что буду исполнять Концерт № 2 впервые. Я так люблю, когда к концу этого сочинения поднимается волна – такое ощущение, что в деревьях весной восходит сок или разгорается рассвет. Нежная и могучая сила! Равель создал тектонические образы, которые невозможно описать словами. Второй концерт – действительно очень сложное произведение для исполнения. Но самое забавное в нем то, что, когда над ним работаешь и его играешь – последнее, о чем ты думаешь – что играешь его одной левой рукой. Это – самая маленькая проблема для пианиста".

Программу продолжит Alborada del gracioso (Утренняя серенада шута) из цикла "Отражения", написанного в 1905 году и посвященного членам кружка "Апашей", которые были первыми слушателями и ценителями цикла. Уникальность "Альборады" в том, что это – второе после "Хабанеры" обращение Равеля к испанской тематике. В 1909 году Равель создал оркестровую редакцию, найдя в симфоническом звучании тембровые краски, расцветившие рисунок пьесы.

"Павана на смерть инфанты" – яркий образец раннего Равеля. Пьеса была написана в 1899 году, а спустя 10 лет Равель создал авторскую версию для оркестра. Название произведения загадочно, однако лишено и тени трагического, и не связано ни с каким историческим событием. Равель говорил, что его просто привлекла красота звучания звуков названия в оригинале "Pavane pour une Infante defunte". "Павана" завоевала популярность и среди меломанов – любителей камерного исполнения, и среди профессионалов сцены в обеих редакциях и прочно утвердилась в концертных программах.

Клода Дебюсси часто называют "отцом музыки XX века". "Море" – самое крупное симфоническое произведение композитора. Замысел относится к августу 1903 года, сочинение произведения шло под шум волн, в ощущении новой любви. Подзаголовок "Три симфонических эскиза" подчеркивает импрессионистский характер замысла произведения. Однако многие критики слышат в нем симфонию, посвященную морской стихии. Отношение к морю у Дебюсси было двойственное – с одной стороны он полюбил морские виды с детства, с другой признавался, что никогда не купается в море, потому что оно пугает его своими размерами, и даже не умеет плавать. Незадолго до смерти Дебюсси говорил: "Послушайте, слышите ли вы море? Море – это все, что есть самого музыкального...". Дебюсси любил созерцать море и фиксировать его бесконечно меняющиеся оттенки. "Море" стало обобщением его впечатлений.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация