Дворец Барберини в Риме представляет выставку картин Караваджо
Возвращение шедевров Караваджо. Дворец Барберини в Риме представляет выставку картин выдающегося мастера эпохи барокко. Это 24 полотна из разных коллекций и стран. Часть из них не видели в Италии несколько веков. Юлия Кундрюкова с подробностями.
"Караваджо 2025" – так назвали выставку в римском дворце Барберини. Эти полотна удалось собрать в одной экспозиции впервые с XVII века.
"Это исключительная выставка, полная шедевров, она дает нам возможность увидеть работы, которые, скорее всего, были написаны в одно и то же время – в начале XVII века, но потом оказались в разных странах и коллекциях", – рассказала директор Галереи Боргезе в Риме Франческа Каппеллетти.
Полотно "Святая Екатерина Александрийская" вернулось в эти стены из Мадрида. Картина оставалась во дворце Барберини до 1934 года, пока не была продана по решению правительства Муссолини. Некоторые работы приехали из Северной Америки, Ирландии и соседних итальянских городов. Но без неприятностей не обошлось: картина Ecce Homo находилась в частной коллекции, и музей провел дополнительную экспертизу. Оказалось, что это – подделка, художник не известен. И все же, нет худа без добра: подобные выставки стимулируют научную деятельность.
"Это также выставка для ученых, которая дает им возможность сравнить работы, написанные примерно в одно и то же время, и проверить различные гипотезы об этих картинах", – добавила Франческа Каппеллетти.
А вот "Портрет Маффео Барберини", возможно, обретет во дворце постоянную прописку. Картина экспертизу прошла. Она из частной коллекции, но итальянское правительство ведет переговоры о покупке.
"Это была бы мечта, и мы работаем над этим. Но независимо от исхода переговоров, эта выставка – уникальная возможность полюбоваться шедеврами Караваджо. Экстраординарное событие", – заявил директор Национальной галереи древнего искусства Томас Клемент Саломон.
На выставке можно также сравнить еще три работы – "Святая Екатерина Александрийская", "Марфа и Мария Магдалина" и "Юдифь и Олоферн". Для этих трех картин Караваджо, вероятно, использовал одну и ту же модель – куртизанку Филиду Меландрони, чьим покровителем был Рануччо Томассони. Тот самый Томассони, которого Караваджо убил в 1606 году. Именно это убийство вынудило художника бежать из Рима, чтобы уйти от смертной казни. Датировка работ на выставке начинается с 1595 года, когда художник, названный "мастером света", только приехал в итальянскую столицу, и заканчивается полотном "Мученичество святой Урсулы", написанным незадолго до его кончины.
