24 апреля 2025, 09:01 24 апреля 2025, 10:01 24 апреля 2025, 11:01 24 апреля 2025, 12:01 24 апреля 2025, 13:01 24 апреля 2025, 14:01 24 апреля 2025, 15:01 24 апреля 2025, 16:01 24 апреля 2025, 17:01 24 апреля 2025, 18:01 24 апреля 2025, 19:01

Возвращение к мирной жизни: об истории Кировского театра

  • Картинка
  • Возвращение к мирной жизни: об истории Кировского театра
  • Картинка
    Возвращение к мирной жизни: об истории Кировского театра
  • Возвращение к мирной жизни: об истории Кировского театра
В 1944 году, вернувшийся из эвакуации Мариинский театр, тогда Кировский, начал подготовку к новому сезону. Репетиции спектаклей совмещали с восстановлением здания.

В 1944 году, вернувшийся из эвакуации Мариинский театр, тогда Кировский, начал подготовку к новому сезону. Репетиции спектаклей совмещали с восстановлением здания. О том, как театр возвращался к мирной жизни – Екатерина Грициенко.

"В зрительном зале выросли строительные леса. "Шапка Мономаха", знаменитая люстра под куполом, возвратилась на место. Во всех углах стучат молотки, а на сцене уже идет репетиция "Сусанина"". Эти воспоминания из далекого 1944 года. Продолжается война, но совсем скоро Кировский театр откроет новый сезон – 1 сентября. По давней традиции – оперой "Иван Сусанин".

Это знаменитое фото – как символ возрождения – жизни и искусства. Черно-белый снимок наполнен солнцем. Озаряют перрон Московского вокзала и улыбки ведущих солистов Мариинского – тогда Кировского театра. Они вернулись из эвакуации в Молотове.

"Вот они, около вагона запечатлены. И называется эта статья "Возвращение. Приезд в Ленинград театра имени Кирова", – комментирует заведующая архивной службой – главный хранитель архивных и музейных фондов Мариинского театра Ольга Овечкина.

Куда менее лучезарные – фото самого театра. За годы войны в него попало 19 снарядов, в правое крыло – фугасная бомба. Люстру – ту саму шапку Мономаха – вовремя демонтировали. Но уничтожены около ста светильников, ярусы, мебель, редкие музыкальные инструменты. Предстояло воссоздать и здание и обстановку – звезды оперы и балета в реставраторы не годились, а вот в ремонте помогали – между репетициями.

"Помогали подносить стройматериалы, а когда уже какие-то помещения были отреставрированы, мыли полы, окна, лестницы", – рассказывает профессор кафедры балетоведения Академии русского балета им. Вагановой Лариса Абызова.

В немыслимые сроки здание восстановили. Долгожданный день настал 31 августа 1944 года. Канун официального открытия. Тогда в Кировском театре показали "Спящую красавицу" – специально для строителей и реставраторов. Принцесса Аврора – Наталия Дудинская. Принц Дезире – Константин Сергеев. А под занавес сезона – в символическую дату 22 июня – представили новую редакцию "Лебединого озера". В архивах Мариинского театра хранят эскизы тех самых костюмов.

"Театр – это ж волшебство. Необязательно, чтоб ткань была жутко дорогая. Рисовали красками. Смотрелось, как будто бы это вышивка", – делится Ольга Овечкина.

Костюм Ротбарта в огненно-красных тонах. Злой волшебник для всех олицетворял реальное, человеческое зло. Первым исполнителем этой партии был Роберт Гербек – человек удивительной судьбы. В войну он остался в Ленинграде и был единственным солистом блокадной труппы. Не уехала в эвакуацию и звезда предвоенного выпуска Вагановой – Нонна Ястребова. 18-летняя балерина выступала на передовой в составе фронтовых бригад.

В измученных войною душах нашла отклик и оперная премьера сезона – "Орлеанская дева". С невероятной силой в сердцах зрителей отозвался голос Софьи Преображенской. Сама певица вложила в эту роль не только свой безграничный талант, но и все страдания, принесённые войной. В блокаду она – мать четверых детей – тоже не покинула родной город. Дала полторы тысячи концертов. Ленинград встретил Победу, а у зрителей и артистов сбылась сокровенная мечта. После стольких испытаний мир заиграл красками, запел и закружился в танце.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация