В Москве вручена премия The Art Newspaper Russia
В Москве вручена премия The Art Newspaper Russia – одна из самых престижных наград в области современного искусства. О победителях в номинациях "Музей", "Выставка", "Реставрация" и "Книга года" расскажет Алия Шарифуллина.
Созданная 13 лет назад для того, чтобы продвигать русское искусство за рубежом и знакомить аудиторию с самыми важными событиями художественной жизни, премия The Art Newspaper стремится сохранить эталон "гамбургского счета". В жюри – искусствоведы, историки искусства, литераторы и журналисты, которые работают в редакции газеты. Репутацию премии определяет не величина призовых, а точность экспертного выбора.
"В разных частях нашей великой страны происходят арт-события. Журналисты издательства The Art Newspaper Russia отслеживают эти события. И мы освещаем их. Героями премии прошлого года стали Самара, Звенигород и Санкт-Петербург. Это вызывает чувство гордости", – рассказывает издатель газеты The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина.
"Лучшим музеем" назвали первый региональный филиал Третьяковской галереи в Самаре, открывшейся в здании Фабрики-кухни меньше года назад. Обветшавший шедевр конструктивизма удалось вернуть к жизни, и после пятилетней реставрации здесь возник современный музей. Помимо выставочных залов, есть творческие мастерские, фондохранилище, резиденции, и даже музейный огород.
"Это большой музей, который отвечает всем как бы актуальным таким запросам, он ориентирован на человека. Он становится комфортной точкой коммуникацией, прежде всего, людей, коммуникаций между собой. Но при этом, мне кажется, залог успеха еще в том, что он при этом ещё очень локальный, он про Самару", – делится директор филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко.
"За яркую зрелищность и смелую фантазию, которые превратили академическую выставку в увлекательный спектакль" – с такой формулировкой награду получил проект "Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Парадный Николаевский зал Эрмитажа был преобразован в атмосферную тотальную инсталляцию. Но яркая зрелищность не помешала научной разработке темы – было рассказано и о всевозможных видах натюрмортов, и о торговых путях, по которым в Европу попадали экзотические товары и фрукты.
"Это был довольно глубокий и широкий срез фламандской живописи, которую мы представили в таком необычном окружении. Нам показалось, что было бы интересно персонажей этих натюрмортов визуализировать", – комментирует куратор выставки Михаил Дединкин.
Главной реставрацией года стал Успенский собор на Городке в Звенигороде. Важнейший образец раннемосковской архитектуры. Храм, росписи, в котором приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Реставрация собора длилась 15 лет, зданию вернули оригинальные конструкции и детали.
"Особое внимание реставрации было уделено сохранению подлинности. Реставрация производилась только в тех местах, где у нас были точные данные о том, как это выглядело", – поясняет научный руководитель проекта реставрации Георгий Евдокимов.
"За погружение в воображении тех, кто после революции строил дивный новый мир и дивный новый быт" награду получила книга Центра "Зотов" "Работать и жить. Архитектура конструктивизма". А лауреатом в номинации "Личный вклад" в этом году стал Василий Бычков, киноактер в детстве и архитектор в молодые годы, сейчас – главный человек в организации ярмарок искусства, архитектуры, "умных" книг.
