Музей современного искусства знакомит с историей знаменитых памятников
"Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени". В новом выставочном проекте Московский музей современного искусства исследует, как тема Великой Отечественной войны отразилась в монументальной скульптуре. Отправной точкой для кураторов стал комплекс Парка Победы на Поклонной горе. Лидия Алешина продолжит.
От тематических скульптур до больших монументальных композиций – комплекс Парка Победы на Поклонной горе в Москве вдохновил авторов этой экспозиции на создание мемориального проекта в стенах музея. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени.
"Наша выставка посвящена памяти, мы ее приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и решили, что память – как раз та тема, которая помогает связать вместе произведения современных авторов, а также авторов, которые творили во время войны", – сообщила куратор выставки Катерина Зайцева.
Люди на фронте, противостояние, подвиг, образы Победы. В каждом из разделов экспозиции – фотографии и авторские модели знаменитых монументов, посвященных Великой Отечественной войне. Памятник маршалу Георгию Жукову на Манежной площади в Москве, памятник "Матерям победителей", который скульптор назвал символом матерей павших воинов, памятник трижды герою Советского Союза летчику-асу, маршалу авиации Александру Покрышкину. Установлен в родном городе летчика – в Новосибирске.
"Скульптор Михаил Переславцев. Это уникальное произведение, и мы видим прикосновение художника, его живую творческую мысль еще до того, как монумент перешел на стадию производства и уже был отлит в бронзе. Камерная кабинетная работа, очень теплая, и здесь много любопытных деталей, которые можно рассматривать, сравнивать с уже осуществленным памятником, который стоит в Новосибирске", – рассказал руководитель Научного отдела ММОМА Андрей Егоров.
Эти работы написаны в 1941 году. Художник Ростислав Барто назвал их "Пейзажи, сделанные во время осады Москвы". В темных тонах, передающих тревожное настроение. Эти произведения, написанные в военное время, – одни из самых пронзительных в творчестве художника. А это фотографии первых артобстрелов. Датируются 1941 годом.
"Фотография Давида Трахтенберга, фрагмент, на котором показывает остановившиеся разбитые часы. Мне кажется, это очень интересный вариант: с одной стороны, документальное свидетельство, с другой – очень сильный символический образ", – отметила Катерина Зайцева.
Живопись, графика, скульптура: воспоминания и размышления художников разных поколений. Здесь и забытые идеалы счастливого детства, и обращение к литературным образам: Дон Кихот перед боем. Поезд Победы 1945 года. А это Парад Победы 2037 года. Мост между прошлым и будущим.
