Виртуоз-кукловод, актер и режиссёр Николя Гусефф провел мастер-класс в Москве
Николя Гусефф, француз с русскими корнями – очень известная фигура в мире, который населён куклами марионетками. Виртуоз-кукловод, актёр, режиссёр провел мастер-класс в Москве, в театре кукол имени Сергея Образцова. Он знакомил актёров с техникой «саунд-пейнтинг», «рисование звуком». Главное в этом методе, который возник в Америке лет сорок назад, вовсе не звук. Жест. Саунд-пейнтинг используется при дирижировании, во время танца, используется в театре. Владея этим языком, актёр может постоянно добавлять что-то новое в рисунок роли. Рассказывают «Новости культуры».
От режиссера никаких слов – только жесты. С их помощью Николя Гусефф дает понять актерам, что делать дальше: играть голосом или импровизировать с текстом. Режиссер уверен – модная в Европе техника саунд-пейнтинга должна заинтересовать российских коллег.
«Эта техника дает возможность создания некоего пространства, где главное – импровизация, – рассказывает Николя Гусефф. – Актер все время начеку. Он включен в процесс. И никогда не повторяет готовый пластический рисунок. Это просто невозможно. Каждый раз рождается что-то новое».
В этой технике главное – раскрепостить не только тело, но и воображение актера. Задача одновременно простая и сложная.
«Тело актера неподвижно – все внимание сосредоточено на кукле, – поясняет Николя Гусефф. – Она начинает движение по некой траектории, которую задает актер. В какой-то момент кукла как бы становится его частью».
Итог мастер-класса – перформанс. На сцене – своеобразный оркестр, в котором артисты играют по законам саунд-пейнтинга. Дирижер – Николя Гусефф. Его язык условных жестов и определяет весь ход этого «концерта».
Для мастер-класса Александр Захарьев выбрал отрывок из «Братьев Карамазовых», главу «Легенда о Великом инквизиторе». Перчаточную куклу человека всемогущего актеру захотелось сделать гигантских размеров.
«Ты не знаешь, когда он тебе скажет: “Приступай к своему номеру, отрывку”, – говорит Александр Захарьев. – Тебе нужно что-то доделать здесь, и потом он может тебя в любой момент оборвать и, допустим, зазвучит какая-то мелодия, ты должен всегда слушать партнеров, то есть ты дожжен быть постоянно включен».
По мнению Николя Гусеффа, саунд-пейнтинг каждый раз позволяет актерам иначе играть спектакль. Делает его живым и подвижным.
Новости культуры