Гастроли Михайловского театра проходят в США
В Соединённых Штатах Америки проходят трёхнедельные гастроли петербургского Михайловского театра. Сейчас в Нью-Йорке, потом в Калифорнии. Лучшей рекомендацией для Михайловского, конечно, служит причастность к русской балетной школе и богатейшая собственная история. Британские критики, по итогам гастролей театра в Лондоне в прошлом году, объявили труппу «лучшей балетной компанией». Словом, репутация высокая, но и программу Михайловский привёз зажигательную. Один из балетов - «Пламя Парижа», «музыкально исторический роман» как назвал его автор, композитор Асафьев. Он, как известно, использовал знаменитые песни эпохи Великой Французской революции и отрывки из произведений композиторов того времени. Премьера была в 1932 году.
Балет Михайловского театра выступает в Америке впервые – и сразу в Линкольн-Центре. Этот квартал на пересечении Бродвея и Коламбус Авеню считается крупнейшим культурным комплексом в мире. Здесь три десятка сценических площадок. За моей спиной – Метрополитен Опера, слева – Нью-Йоркская филармония, справа – театр Дэвида Коха, родной дом для Нью-Йорк Сити Балет. На две недели он уступил свою сцену артистам из России. Такое делают только для самых прославленных коллективов.
Ульяне Ивановой – пять. И уже полтора года она – в труппе Михайловского театра. Солирует в балете «Пламя Парижа» – зрители аплодируют.
Но не только для Ульяны это первые аплодисменты зарубежной публики. Для Анжелины Воронцовой тоже все впервые: гастроли с Михайловским театром, Нью-Йорк – хотя в Америке бывала и раньше. С Большим театром. Но тогда всего лишь солисткой… Теперь – опять же впервые – в статусе примы.
«Первый раз танцую ведущие партии на сцене американских театров, – говорит Анжелина Воронцова. – И вот непосредственно в этом балете – “Пламя Парижа” – мне кажется, что зритель чувствует наш этот посыл свободы и единения».
После первого акта, в антракте почти все зрители остались в креслах. Чтобы внимательней вчитаться в либретто. Балет «Пламя Парижа» на музыку советского композитора Бориса Асафьева для американцев вещь совершенно незнакомая. Так что на сцене театра Дэвида Коха произошла революция – во всех смыслах.
Крестьяне против аристократии: шляпы и ленты – против пудреных париков, разудалые народные танцы против придворных менуэтов. Фарандолу и сарабанду XVIII века хореограф Василий Вайнонен создал, опираясь лишь на гравюры из Эрмитажа. А получилось очень точно – это признавали даже иностранные историки. «Пламя Парижа» зажгло Нью-Йорк. Даже занавес заполыхал. Штурм дворца Людовика XVI и лихой танец под триколором Национальной гвардии – в исполнении звезды труппы Ивана Васильева – привели зал в исступлении.
Зрители делятся впечатлениями:
«Мне кажется, это что-то потрясающее! Я в восторге от всех танцовщиков!»
«Чудесный балет! Я купил билеты на все спектакли Михайловского театра, и с каждым разом все больше восхищаюсь».
«Мне нравится, что здесь много народных танцев. Я смотрела на видео версию Алексея Ратманского, и мне показалось, что там был спектакль только для нескольких ведущих артистов, а здесь каждый даже из кордебалета будто солировал!»
А это, собственно, и есть – свобода, равенство и братство. Напомнить о них сейчас как никогда актуально. Труппе Михайловского театра американцы минут 15 аплодировали стоя.