Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей
Инна Соловьева – классик отечественного театроведения, знаток истории русского театра. Но главная ее любовь как исследователя – это «Художественный театр. Жизнь и приключение идеи». Так называется главная книга Соловьевой – плод многолетних исследований детища Станиславского и Немировича-Данченко. Труд ученого и театрального критика, Инна Натановна сочетает с работой педагога. Многие из ныне известных театроведов, успешных журналистов – ее ученики. 16 ноября у Инны Соловьевой – юбилей. Чествовали ее в МХТ – театре, ставшем смыслом ее жизни. Рассказывают «Новости культуры».
За несколько минут до торжества она всё ещё в кабинете – пишет отчёт в Российский гуманитарный научный фонд. Инна Соловьёва работает над большим трудом – о первой студии Художественного театра, которая потом станет МХАТОМ – вторым.
«Нас ждёт целая серия настоящих открытий, – рассказывает театровед, историк театра, заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ Алексей Бартошевич. – Когда читаешь то, что она пишет о втором МХАТе – полное впечатление, что я вообще обо всём этом читаю в первый раз в жизни».
В числе её первых работ – рецензия на спектакль по пьесе Леонида Леонова «Нашествие», написанная при поступлении в ГИТИС. О человеке, который выходит из тюрьмы и оказывается в оккупированном городе. Работа потом оказалась в архиве исполнителя главной роли – Михаила Астангова.
Инна Соловьёва убеждена, что главное в работе театрального критика – умение видеть.
«И только этому должен учить зал – глядеть пристально, глядеть непредвзято, – считает Инна Соловьева. – Получать уроки жизненного смысла философии от искусства».
Ей признаются сегодня в любви актёры, режиссёры, друзья. Они ценят ее талант, знания, эрудицию, скрупулезность в изучении материала.
«Идёт человек в историю и оттуда рассказывает о Вахтангове, о Михаиле Чехове, – говорит театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения, ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Смелянский. – Рассказывает о том, что происходит в современном театре. Она болеет этим театром, она больная этим театром, если хотите. И в этом природа её дарования».
«Инна Соловьёва, наверное, защитница – так называл Владимир Немирович-Данченко свою жену, – отмечает народный артист СССР, художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков. – То ли крыльями своими, то ли, ну, не только мыслями, но и плотью своей оберегавшая».
В Школе-студии МХАТ Инна Соловьёва преподавала историю русского театра. Почти 20 лет вела мастерскую театральной критики в ГИТИСе, воспитала целое поколение театроведов, но даже те, кто ни разу не был на её занятиях, называют себя её учениками.
«Необыкновенно пытливый человек, который заставляет мыслить и уважать себя учеников, которых у неё уже, наверное, много тысяч, – говорит народный артист России Вениамин Смехов. – Я не ученик её прямой, я только восторженный читатель и друг».
Читайте также:
Инна Соловьева отмечает 85-летие>>>
Новости культуры