180 лет назад не стало Александра Сергеевича Пушкина
Сегодня исполняется 180 лет со дня смерти Александра Пушкина. В ту минуту, когда сердце поэта остановилось, находящийся при нём Владимир Даль остановил стрелки настенных часов. Эта реликвия по сей день хранится в музее поэта на Мойке. Здесь уже стало традицией проводить 10 февраля особые мемориальные мероприятия.
День памяти А.С. Пушкина. Специальная телепрограмма
Вся жизнь Сергея Некрасова – директора Всероссийского музея Пушкина – связана с именем поэта. Родился и вырос он в Царском Селе. И думал, что вот оно – главное место притяжения всех, кому дорог Пушкин. А в 17 лет в такой же, как этот, день оказался на Мойке, 12. Атмосфера тогда просто потрясла его. В этом году Сергей Некрасов отметит 30 лет своего директорства. Все эти годы он бережно сохранял и наследие поэта, и память о людях, посвятивших свою жизнь Пушкину. Один из них – художник Валентин Юстицкий. Выпускник Пажеского корпуса, он увлекся творчеством Пушкина еще в юности.
«И к 1937 году, к столетию Пушкина, он выполнил ряд работ, и иллюстрации к его произведениям. Но в связи с тем, что автор был арестован, работы эти исчезли, они были неизвестны. И вот, сегодня происходит удивительная вещь – нашлись люди, которые их сохранили. И сегодня одна из этих работ будет подарена нашему музею», – рассказывает директор всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
В фондах музея хранится редкая графика, посвященная дуэли Пушкина с Дантесом. Кстати, определить точное место дуэли решили лишь 20 лет спустя. Издатель Яков Исаков отыскал секунданта и друга Пушкина – Данзаса и повез его на Черную речку.
«А уже потом, только в 70-е годы, то есть лет через пятнадцать, он привез художника Криницкого, и тот зарисовал то самое место, на которое указал Данзас», – поясняет главный хранитель Всероссийского музея А.С. Пушкина Галина Костина.
К рисунку прикреплен кусочек коры от березы, росшей на месте дуэли. В XIX веке поклонники творчества поэта срезали себе эту кору на память, как талисман.
Ещё одна гордость музейщиков – коллекция эскизов скульптора Михаила Аникушина, создавшего самые знаменитые памятники поэту – в Петербурге, на площади Искусств, и в Гурзуфе. Целый шкаф гипсовых фигур, бюстов и даже отдельных деталей – например, кистей рук, созданных Аникушиным в процессе работы над памятниками. По ним можно проследить, как Аникушин искал пластическое решение образа поэта.
«Вот эта аникушинская взволнованная лепка как будто хранит теплоту его пальцев. Как будто только что он лепил у нас и весь был полон этим чувством», – отмечает искусствовед Гали Флёрова.
Сегодня во двор на Мойке, 12 придёт много народу. Директор Пушкинского музея Сергей Некрасов по традиции скажет вступительное слово. Ровно 180 лет назад, в 14:45, сердце поэта перестало биться. И вновь двор на Мойке замрет, как это и бывает каждый раз 10 февраля.