Обладатель 17 премий "Грэмми" Йо-Йо Ма отмечает 60-летие
Всемирно известному виолончелисту Йо-Йо Ма сегодня исполнилось 60. У музыканта - 17 премий «Грэмми» и огромное количество смелых идей. Йо-Йо Ма записывал музыку для кино и альбом танго, с ансамблем народных инструментов объехал страны Ближнего и Дальнего Востока. Его называют «самым весёлым виолончелистом в мире», но это не вредит репутации серьёзного музыканта. Стив Джобс, который высоко ценил этого артиста, говорил, что музыка в его исполнении – «лучшее доказательство существования Бога».
Он - само воплощение радости, простой и неунывающий. Так отзываются о музыканте Йо-Йо Ма те, кто с ним работал. В 4 года он начал играть сразу на трех инструментах: скрипке, альте и виолончели. Уже в 5 вышел на сцену, в 7 выступал для президента Джона Кеннеди. А через 3 года поступил в самую престижную - Джульярдскую школу в Нью-Йорке - учился у знаменитого виолончелиста Леонарда Роуза. За почти 40-летнюю карьеру маэстро Йо-Йо Ма успел выступить чуть ли не со всеми знаменитыми дирижерами мира: Бернстайном, Темиркановым, Озавой.
В творческой биографии - ансамбли со скрипачами Анне-Софи Муттер, Гидоном Кремером и Исааком Стерном, оперной певицей Рене Флеминг.
«Помимо того, что Йо-Йо Ма - уникальный виолончелист, он еще потрясающий музыкант и посол музыки во всем мире. Я его безмерно обожаю. Это честь наконец-то получить возможность работать с ним и делить с ним эту музык», - признается оперная певица Рене Флеминг.
На своих концертах он собирает поклонников классики, авангарда и фольклора. Йо-Йо Ма проложил даже собственный «Шелковый путь» - создал ансамбль музыкантов разных национальностей. Их репертуар – это смесь культур и жанров. На концертах Йо-Йо Ма не расстается с венецианской виолончелью Доменико Монтаньяна, ей почти 3 сотни лет. Правда, однажды все-таки разлучились - музыкант забыл инструмент в нью-йоркском такси. Йо-Йо-Ма приезжал в Россию дважды: в советское время и в начале 2000-х. Виолончелист Александр Князев, знавший гениального музыканта лишь по записям, в 1988 году услышал Йо-Йо Ма вживую.
«Сюиты Баха оказали на меня совершенно волшебное воздействие. В чем сила этого воздействия: мы привыкли следовать, когда я учился в консерватории, каким-то стандартам, мы все играли в одних темпах, одинаковыми штрихами, и вот, наконец, приехал виолончелист, который опрокинул все наши представления об этих стандартах. Он играл настолько свободно, настолько гениально. Я сразу понял, в этом какая-то истина заложена», - говорит виолончелист Александр Князев.
Своей игрой Йо-Йо Ма доказывает, что нет ничего невозможного. Так, он сделал переложение скрипичной сонаты Брамса для виолончели. После него на такой эксперимент решился только Александр Князев.
В одном из интервью Йо-Йо Ма сказал, что в России он чувствует себя одухотворенным, потому что русская музыкальная культура бесконечно много дала миру. Российские поклонники отвечают музыканту взаимностью – с нетерпением ждут его очередного турне, чтобы еще раз услышать, как плавным движением смычка Йо-Йо Ма стирает границы.