Картинка

Научно-познавательный журнал Рудольф Нуреев - великий танцовщик XX века

17 ноября 2016, 00:19

Рудольф Хаметович Нуреев (также Рудольф Хамитович Нуриев - советский, английский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР. Один из наиболее значительных танцовщиков XX века, его дуэт с английской балериной Марго Фонтейн считается легендарным. Танцевал по всему миру.

Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983—1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства. Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой 17 марта 1938 года. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин. Его отец, Хамит Фазлеевич Нуреев (1903—ранее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан), татарин, мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан).

В автобиографии Нуреев пишет о своих родителях таким образом: «Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры.»

 Вскоре после рождения Рудольфа отец получает назначение в Москву. В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке. В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной. После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо. Рудольф Нуреев в 1968 году 16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, он исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде. Так как Франция отказалась дать ему статус политического беженца, Нуреев сначала переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» — вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании.

Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Также танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи. Будучи также премьером Венской оперы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей. С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» — Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.

В 1985 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 72 часа, причём артисту ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости. В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр. В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).

В 1983 году в крови танцовщика был обнаружен ВИЧ. Болезнь прогрессировала, и Нуреев скончался от осложнений СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа. Согласно его желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром...

Научно-познавательный журнал. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация