Среднее арифметическое Как возникли первые школы

1 апреля 2017, 14:27

Персоны

Жизнь разных стран в цифрах. Подробнее - Ольга Подолян.

Первые женские начальные школы в Европе возникли в XVI—XVII веках.  В среднюю программу такого образования входило обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. А уже развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности заставило по-другому посмотреть на образование для девочек. Появилась необходимость дать женщине элементарное образование в начальных школах.

Однако объём знаний в так называемой средней школе в  женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Доступ в среднюю школу был затруднен для представителей низших сословий из-за высокой платы за обучение.

В программу начального обучения в Европе в XIX веке были включены основы религии, чтение, письмо, арифметика, некоторые сведения из географии, истории, естествознания, пение, уроки труда.

Численность грамотного населения росла, но охватить все слои населения начальным образованием все рано  не удавалось. В конце XIX во Франции в среднем - 15 % неграмотного населения, в Англии — 18 %.

Тогда же в европейских странах развивается система среднего образования. В Англии основной тип средней школы — грамматическая школа для детей из состоятельных семей. В программу среднего образования входили классические и современные языки, математика и ряд гуманитарных предметов.

Во Франции получили развитие два типа средней школы: лицеи и колледжи. Лицеи финансировались из государственной казны, а вот колледжи обеспечивали муниципалитеты. Во Франции на протяжении столетия искали идеальную модель среднего образования. Особое внимание уделяли истории, религии и языкам. На их изучение в среднем уходила половина учебного времени. 

К концу XIX века в большинстве европейских стран были созданы национальные системы образования.

КАК У НАС

В конце XVIII века в Российской империи процент грамотного населения по средним оценкам составлял чуть больше 9% в городе и меньше 3% - в селах и городах. И это с учетом того, что грамотными тогда считались те, кто мог начертать свою подпись, а не обозначить ее крестиком.

В  1802 году было создано Министерство народного просвещения. Его главная задача - полностью реорганизовать учебный процесс в империи.

Спустя два года были опубликованы результаты работы министерства: это "Устав университетов Российской империи" и "Устав учебных заведений, подведомственным университетам». Народное образование было разделено на 4 ступени: приходские училища; уездные училища; гимназии; университеты.

Уже к концу 1914 года в России насчитывалось почти 124 тысячи начальных учебных заведений. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи чуть больше  30% (в городах — почти 50%, в сельской местности — почти 30%).

Среднее арифметическое. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация