Авторские материалы "Дуэнья" - снова на московской сцене
Персоны
"Дуэнья" вернулась на столичную сцену. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет оперу Прокофьева "Обручение в монастыре" в новой редакции. Премьера этой постановки состоялась 17 лет назад. И сегодня - динамичный, яркий трагифарс выглядит одинаково гротескно и реалистично. Чем сложна в исполнении музыка Прокофьева, и почему сюжет о непокорных влюбленных будет актуален всегда, расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Все смешалось в доме Дона Херома: его юная дочь Луиза влюблена в благородного, но небогатого Антонио. А сын - пылкий Фердинанд - жизнь отдаст за строптивую Клару, которую алчная мачеха стремиться упрятать в монастырь. Дон Херон наводит порядок: находит дочери жениха - успешного рыботорговца Мендозу. Но красавица "уплывает" из его рук. А романтическую волну подхватывает дуэнья девушки, выдавая себя за Луизу. Ироничная партитура, искристая и живая музыка Прокофьева провоцируют на творческие эксперименты, улыбается режиссер-постановщик спектакля Александр Титель:
"Это должно быть легко, это должна быть такая пена, кружево, это должно быть ликование. Мы должны уметь радоваться и дышать полной грудью, - вот здесь это все есть! Нужно говорить, петь или играть о том, что объединяет всех людей на планете Земля. Что в нас общего? Мы способны смеяться, мы способны радоваться, мы любим детей. Мы – человечество. Эта музыка должна давать чувствовать людям, что они – человечество".
На сцене то виляют хвостами серебристые рыбы, то крутятся сотни бумажных моторов. Здесь циркачи и акробаты уступают место святым старцам. А прелестные героини меняют плащи монашек на юбки-клеш. Все самое фантастическое в постановке легко уживается с прозой жизни, уверен исполнитель партии Фердинанда Петр Соколов:
"Если смотреть на декорации, все это достаточно сюрреалистично. Если посмотреть на эти же декорации и образы с другой стороны, то все это может происходить сейчас, в любом другом месте везде и всюду. Очень интересная история: живая, жизненная, яркая и, главное, добрая".
По ходу пьесы герои будут ссориться и мириться, сердиться, мечтать, водить за нос друг друга. За счет тонких шуток и ловких реприз опера великого Прокофьева звучит "на легком дыхании", достичь которого совсем непросто, говорит исполнительница партии Клары Лариса Андреева:
"Вокальная партитура очень отличается сложностью в переходных нотах, очень сильные вокальные скачки. Поэтому это очень сложно сочетать - такую технику, и при этом изображать, что это так легко, очень весело и забавно. И в этом есть парадокс Прокофьева, который мы пытаемся разгадать".
Мировая премьера "Обучения в монастыре" состоялась в ноябре 1946 года на сцене Мариинского - а тогда еще Кировского - театра. А в столичной афише спектакль впервые появился в конце 50-х годов.