Картинка

Авторские материалы Законы – тоже творчество: Станислав Говорухин как режиссёр и политик

14 июня 2018, 16:00

Персоны

Умер Станислав Говорухин, режиссер, актер, сценарист, политик и общественный деятель. Он скончался в Подмосковье после тяжелой болезни. Его киноработы – как художественные, так и документальные – были невероятно популярны. К его мнению прислушивались и в народе, и во власти. Его фильмы и интервью разобраны на цитаты. Биография Станислава Говорухина – в материале спецкора “Вестей FM” Николая Осипова.

Он должен был стать геологом: в конце 50-х окончил Казанский университет и даже проработал какое-то время в геологоразведке. Но судьба сложилась иначе. Станислав Говорухин решил пойти в кино: сначала ассистентом режиссера, потом учился во ВГИКе, и его работы довольно быстро завоевали любовь зрителя. Он снимал для разной аудитории – для детей и взрослых, многие его картины универсальны: “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, “В поисках капитана Гранта”, “Пираты XX века” – их можно смотреть в любом возрасте. “Место встречи изменить нельзя” принесло ему колоссальный авторитет и у зрителей, и у профессионалов. Хотя сам он позже признавался, что не слишком высоко ценил свою работу.

ГОВОРУХИН: Я, дай бог, если один раз посмотрел картину. Ее мои зрители знают, причем наизусть. Я лично не помню ни одной реплики.

Его фильмы смотрели в Советском Союзе, и еще больше внимания работы Говорухина привлекли в сложное время – в 80-х и 90-х. И как актера, и как сценариста, и как режиссера. Его персонажи – часто жесткие, циничные, как Крымов из ”Ассы”, показывали эпоху такой, какой она была. А документалистика Говорухина била по самым больным точкам. К моменту развала СССР он стал все чаще “заходить” в общественно-политическую сферу. Впрочем, Говорухин замечал: искусство политики и искусство режиссуры – смежные области. Он проработал в Госдуме с 1993 года, почти четверть века, но в народе его все равно в первую очередь воспринимали не как депутата, а как человека искусства. А сам он замечал, что и в политике есть элемент для творчества.

ГОВОРУХИН: Сейчас мне предстоит тяжелая работа. Я – председатель Комитета по культуре в Государственной думе. Это – тоже творчество, но называется оно “законотворчество”. Да, предстоит решить массу проблем.

Он часто с сарказмом относился к коллегам по парламенту. Прекрасно понимал и видел все изъяны российской политики.

ГОВОРУХИН: В России, как известно, две беды – дураки и дороги. Есть такой анекдот. Вчера в Госдуме одна беда обсуждала другую.

Он прямолинейно критиковал не только других, но и себя. К примеру, откровенно признавал, что его решение баллотироваться в президенты в 2000 было глупостью. В 90-х казалось, что он окончательно покинет кино, но Говорухин продолжал снимать, писать и играть. Он встречался с людьми и всегда искренне и понятно говорил обо всем, никогда не уходил от ответа.

ГОВОРУХИН: Когда мы говорим об интеллигенции, речь идет об элите, конечно. Она вела себя самым непорядочным образом. Во время первой японско-русской войны – 1904 – 1905 годов наша элита, интеллигентная, наши великие писатели и художники после гибели нашей эскадры посылали поздравительные телеграммы японскому императору. В феврале 1917 года вся наша интеллигенция вышла на площади, на митинги, потребовала свобод – и получила их. И тут же Россия погибла. Помните митинги 1991 года? После них страна сузилась до размеров XVII века. Сейчас то же самое начинается! Это не интеллигенция!

Его спрашивали – он отвечал: прямо, глубоко, не боясь оказаться “не на той стороне”, это был человек с четким мнением и позицией. О противоречиях в людях, в народе, о политиках, о мировых проблемах – его мнение было всегда востребованным, и даже если и было спорным, то вызывало уважение. А еще он умел придать уверенности в том, что все можно преодолеть, что у страны и народа хватит сил на многое, и не стоит преувеличивать проблемы, которые того не стоят.

ГОВОРУХИН: Мы видели разные санкции. Мы и интервенцию видели. И каждый раз они, как какая-то мелкая шпана, собираются все вместе. Так Россию разве можно запугать санкциями? Она видела вещи пострашнее санкций.

Он имел право так говорить – и он знал, что говорит: человек, который пережил войну, “оттепель”, застой, распад и расцвет России. И ему нельзя было не верить. Не верилось лишь в то, что Станислав Говорухин уйдет, хотя слухи о его болезни уже просачивались в прессу. В Подмосковье на лечение он попал прямо с “Кинотавра”, где пережил приступ. Все надеялись, что мастеру просто нужно время, чтобы восстановиться, и, как водится, никто не ждал, что придется прощаться.

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация