Авторские материалы Молоко станет "честнее"
Персоны
Молочный фальсификат будут маркировать особым образом. Вступают в силу новые правила для производителей молочки. Если, кроме молока, у них в составе есть растительные жиры, то об этом должно быть написано прямо на лицевой стороне упаковки – жирным шрифтом на выделенном фоне. Впрочем, найти сейчас в магазинах товары с подобной маркировкой практически нереально. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжит тему.
Все молочные продукты в России официально делятся на обычные и молокосодержащие. Вторые – это своего рода "разрешенный фальсификат". Они имеют в составе заменители животного белка и жира (как правило, сою и пальмовое масло). Если это указано на упаковке, то их можно легально продавать под названиями типа "сырный продукт", "сметанный", "с добавлением молока" и тому подобными (не так давно они продавались наравне с обычной молочкой).
С этого года правила ужесточаются: молочные заменители надо не только прописать в составе, но и сделать это так, чтобы было видно прямо на лицевой стороне упаковки. Например, "пальмовая" сметана теперь должна именоваться так: "продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны". Ни в какой другой форме слов "молоко", "сметана" и производных от них на упаковке быть не должно, поясняет замруководителя Роскачества Елена Саратцева.
САРАТЦЕВА: Наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира с сегодняшнего дня должно начинаться именно с этих слов – "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира". Эта информация должна быть видна на лицевой стороне упаковке. Она должна бросаться в глаза, как только мы берем такой продукт в руки. Размер шрифта регламентирован – не менее 2,5 миллиметров.
Новые правила маркировки молокосодержащих продуктов немного напоминают требования к сигаретам. Все сделано так, чтобы у покупателя не оставалось никаких иллюзий и сомнений по поводу того, что именно он покупает. Предупреждение о ненатуральном составе товара должно быть указано на упаковке целых 3 раза: сначала – надпись в отдельной рамке жирным шрифтом, поясняющая, что это – продукт-заменитель; затем – рядом, чуть мельче, что в продукте действительно присутствуют растительные масла. И, собственно, сзади мелким шрифтом, как обычно, в перечне ингредиентов. Тех людей, которые годами покупали молоко, сыр или сметану одних и тех же марок, не вчитываясь в их состав, вероятно, этой зимой ждет неприятное открытие, рассуждает Михаил Мищенко.
МИЩЕНКО: Это касается продуктов самой низкой ценовой категории. Когда вы приходите в магазин и берете все самое дешевое, то не надо себя обманывать и считать, что вы берете натуральное. Если даже там написано "сыр", это ни о чем не говорит. Если хотите питаться качественно, ваш продукт должен стоить относительно дорого. А если вы купили его за копейки, не стоит надеяться, что он – из натурального молока.
Визит в ближайшие продуктовые магазины показал, что они подготовились к нововведениям. Все самые бюджетные марки сыра, сметаны, масла и молока просто удалены с полок. По техрегалменту так и должно быть. Молочные заменители нужно продавать либо с новой маркировкой, либо отправлять их на свалку, невзирая на сроки годности. Очевидцы рассказывают, что за пару дней до нововведения супермаркеты выставляли по акции всю молочку, которая имеет в составе пальмовое масло. Некоторые перемены заметны в отделах здорового питания – больше нет никакого "соевого молока", производители заранее переименовали его в "соевый напиток". Только мороженое никак не изменилось – у него в составе как было пальмовое масло, так оно там и осталось. Но на лицевой стороне упаковки об этом, как и прежде, не пишут. Дело в том, что мороженое попало в список исключений, говорит Елена Саратцева.
САРАТЦЕВА: Исключение действительно сделано для мороженого с заменителем молочного жира. А также – для таких продуктов, как сливочно-молочный спред. Это не масло, а именно спред. Он и так уже называется "спред". И для сливочно-растительной топленой смеси. Но она тоже не воспринимается как молочный продукт.
Эксперты сильно разошлись во мнении относительно полезности новых правил. Одни говорят, что люди станут реже брать молочный фальсификат по ошибке, то есть будут отделять натуральное от ненатурального. Другие настаивают, что этого мало – мол, любая доза заменителя превращает молочный продукт в фальсификат. То есть его нужно продавать вообще отдельно, не в молочной секции, не смешивая с продуктами, созданными по традиционной рецептуре. В других странах на этот счет тоже нет общего мнения, но тренд – на повышение "честности" упаковки. Так, в Европе и США постепенно исчезают такие продукты, как "соевый стейк" или "молочный коктейль". Исследования показали, что люди привыкают к новым терминам и подсознательно начинают считать, что продукты-заменители ничем не хуже обычных.