Традиции Итоги церковного года
Персоны
Расколы в церковной жизни. Возвращение архиепископии западно-европейских приходов русской традиции в Русскую церковь и другие события. Так мы теряем или приобретаем русскую традицию? Примеры религиозного расизма. Подводим итоги года!
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире программа "Традиции" и ее ведущий и автор Сергей Михеев. И сегодня у нас в гостях Александр Владимирович Щипков – заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, профессор философского факультета МГУ имени Ломоносова. Александр Владимирович, здравствуйте.
ЩИПКОВ: Здравствуйте, Сергей Александрович.
МИХЕЕВ: И о чем бы я хотел поговорить с вами. Вот этот год, мне кажется, он был достаточно таким и интересным, и непростым для Русской Православной церкви. Именно, на мой личный взгляд по крайней мере, именно Русская Православная церковь, да и православие в целом, она является такой вот фундаментальной, так сказать, единицей для нашей культурной традиции, фундаментом всего того, что вообще в нашей стране традицией можно назвать. И этот год был достаточно таким непростым. Ну для меня лично ближе всего история, которая происходила в последние там год-два на Украине, и все то, во что это, так сказать, вылилось. И нашим слушателям это достаточно близко, потому что в силу тематики политическая наша передача. Но было и много других моментов. И вот давайте сегодня попробуем подвести итоги, ну скажем так, церковного года.
ЩИПКОВ: Спасибо большое за приглашение. Действительно год был бурный, и каждый из экспертов, кто занимается религиозной проблематикой и целенаправленно жизнью Русской Православной церкви, составляет в конце года ну как бы свой такой перечень событий. Я составил свой – то, что мне кажется наиболее существенным. Поэтому тут, конечно, могут быть разные взгляды. Вы абсолютно правы: украинская тема ну такая мейнстримовская, если так можно сказать. Потому что год начался у нас с продолжения раскола на Украине, с вручения украинским раскольникам так называемого Томоса. Ну, то есть, что такое Томос? Это некая бумага, на которой написано, что вы теперь главная, самостоятельная, отдельная ото всех церковь. И это мы понимаем, что существует Украинская православная церковь каноническая на территории Украины, которую возглавляет владыка Онуфрий, ну исключительный совершенно пастырь и человек, которого на Украине просто обожают, один из лидеров украинского народа. Тем не менее под давлением там американских элит и, к сожалению, благодаря действиям так называемого Вселенского патриархата, вселенского патриарха Варфоломея, который находится в жесткой политической зависимости от американских политических элит, в общем, все это состоялось. Но я бы не стал сегодня долго на этом останавливаться, потому что в конце года произошло иное событие, которое, на мой взгляд, гораздо важнее, чем выдача Томоса раскольникам украинским. Дело в том, что расколы, к сожалению, сопутствуют церковной жизни, но они преодолеваются. Иногда на это уходят годы, иногда десятилетия. И вот в конце года, в ноябре, произошло очень важное событие – произошло возвращение Архиепископии западно-европейских приходов русской традиции в Русскую церковь. Что это за структура, вот эта Архиепископия приходов русской традиции (иногда это называют Парижская епископия, их главный храм Александра Невского находится в самом центре Парижа на rue Daru. Эта архиепископия возникла и состояла из тех священников и мирян, которые в силу исторических обстоятельств оказались за границей после 1917 года. Там очень сложные были отношения с канонической церковью, которая тогда была под советской властью. И в конце концов они ушли в Константинополь, то есть они как бы добровольно приняли подчинение Константинопольского Вселенского патриарха и до последнего времени так и находились. Но в связи вот с этими действиями Константинополя раскольническими, эти действия отразились и на архиепископии, потому что Константинополь взял их и упразднил, узнал указ, что вас больше не существует именно как прихода Русской традиции...
Слушайте в аудиофайле!