Авторские материалы ГИБДД проверит всех: анонсирована масштабная спецоперация на дорогах
Персоны
ГИБДД выведет всех на чистую воду: в каждом российском регионе вскоре пройдут масштабные рейды по выявлению пьющих за рулем и разъезжающих без прав водителей. Кроме того, будут установлены должники по кредитам, коммунальным платежам и алиментам. У таксистов проверят документы, подтверждающие право на извоз, и, если понадобится, миграционные справки. Также машины обследуют на предмет незаконной установки газобаллонного оборудования. Благие цели рейда не снимают вопросов у граждан: а насколько правомерны такие проверки? И как себя должны вести обе стороны во время общения? Юридические пояснения собирал обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Сотрудники ГИБДД имеют право проверить права и регистрационные документы у каждого водителя. На стационарном посту или на любом участке улицы в городе либо на трассе. Но в этих случаях – если подозревают в чем-то незаконном или при специальных операциях МВД.
Предстоящие анонсированные рейды по всей стране – как раз спецоперация. Вот только патрульный офицер должен сообщить, что за операция проводится и на основании какого приказа, раз уж водителя остановили.
А дальше он проверяет права. Если водитель забыл их дома, то тут штраф – 500 рублей. Если водитель не может предъявить полис ОСАГО, на бумаге или в электронном виде, потому что забыл его, – тоже полтысячи штрафа. Если полиса нет вообще – 800 рублей. Все это оформляется в протоколе. Потерей еще 500 рублей грозит езда без талона о регистрации – впрочем, тут инспектору дозволено и отправить машину на штрафстоянку в придачу.
Все остальные мероприятия по выявлению разнообразных грехов водителей патруль ГИБДД самостоятельно проводить не может. Пример с выявлением опьянения комментирует адвокат Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: Может быть проведено медосвидетельствование. Оно может проводиться как на месте, в передвижной лаборатории, так и водитель может быть доставлен в медицинское учреждение для сдачи анализа, потому что когда просто дышишь в трубочку – она покажет, есть в выдыхаемых парах алкоголь или нет. Само заключение о наличии алкоголя в крови – это медицинский документ, который должен быть надлежащим образом оформлен.
И если офицер пригласит на анализ в машину скорой, стоящую тут же на обочине, водителю нужно попросить у медиков документы. А именно – лицензии на забор анализов и на оборудование для их проверки.
Как правило, водитель – трезв как стекло, с документами всё в порядке. Но что у него с финансовой дисциплиной? Все ли кредиты он выплатил, не задолжал ли за коммуналку, не скрывается ли от уплаты алиментов? Эти вопросы вправе задавать ему только судебные приставы. Да, они тоже могут участвовать в рейде вместе с ГИБДД и применять жесткие меры по отношению к имуществу водителя – прежде всего речь идёт о машине, говорит Владислав Кочерин. Гражданина вначале проверят по базе должников.
КОЧЕРИН: Если долги имеются и водитель едет на своей машине, может быть произведён арест имущества: автомобилисту вручают документы о необходимости оплатить задолженность, а машина при этом может быть эвакуирована на штрафстоянку до оплаты долга.
На всякий случай запаситесь телефонами Управлений службы судебных приставов в регионах, где пролегает ваш маршрут, чтобы позвонить и подтвердить личность их сотрудников.
Порой случается и так, что водитель, который должен всем и вся, едет на машине добропорядочного гражданина, допустим своего отца или брата. Или же сам добропорядочный гражданин едет на машине прожженного должника. В обоих примерах приставы будут обязаны пропустить машины дальше, поясняет юрист.
КОЧЕРИН: Хотя порой приставы злоупотребляют своими правами, изымают машину должника – вот она попалась им на дороге, и они её арестовывают, несмотря на то, что за рулём не должник, но всё-таки изыматься имущество должно в присутствии собственника, и он должен быть об этом уведомлен.
Проверять водителей такси – есть ли у них арендный договор на машину и разрешение на извоз, могут только сотрудники административной дорожной инспекции, коль скоро дело происходит в Москве, или подобных инспекций, которые учреждены в регионах, либо обычные полицейские. Миграционные же документы у таксиста-иностранца сверяет только полицейский – не инспектор ГИБДД.
В МВД подчеркнули, что в ходе рейдов в машинах могут проверять и газобаллонное оборудование – по закону ли оно установлено. Для этого, очевидно, водителю нужно будет открывать багажник или капот. Тут снова непростая процедура, даже если на этом будут настаивать и инспектор, и полицейский, и судебный пристав все вместе. По факту это – досмотр, замечает Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: По закону всё-таки досмотр транспорта должен производиться в присутствии понятых, поэтому у вас есть право попросить инспектора обеспечить явку понятых и при них уже открывать багажник или капот.
А если такой досмотр другого водителя происходит в чистом поле, откуда патрульным взять понятых? И вы, если вдруг едете в эту минуту рядом, можете быть остановлены, и вам предложат этим понятым стать. Вы не обязаны соглашаться, резюмирует Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: Многие просто опасаются людей в форме: когда их просят стать понятыми – они на это идут, подписывают документы, и часто потом, кстати, по этим документам приходится ходить по судам, если обвиняемая сторона будет оспаривать какие-то факты. Быть или не быть понятым – это ваше законное право, а не обязанность.
И можно извиниться, вежливо отказаться без объяснения причин и ехать дальше по своим делам.