Картинка

Самая большая страна Чукотка и Аляска очень связаны и климатом, и людьми

1 августа 2021, 17:06

Персоны

О чукчах слышали все, но о местонахождении Чукотки многие имеют довольно смутное представление. А знали ли вы о том, что чукчи – горный народ? Транспортные и другие особенности региона.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это наш проект "Самая большая страна". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Сегодня мы отправимся на крайний северо-восток нашей страны – Чукотский автономный округ. Ну вот, кстати, про Чукотку и про чукчей, наверное, практически все слышали ну хотя бы. А вот сказать, где это, могут не все – это проверено буквально перед программой. Это крайний северо-восток, это там, где наша страна почти соприкасается с нашим геополитическим соперником – Соединенными Штатами Америки, а конкретно с Аляской. Вообще, конечно, мы сегодня много будем говорить о том, что собственно Чукотка и Аляска очень связаны. Они не только похожи по климатическим своим особенностям, но и по тем людям, которые там живут, по коренному населению, и так далее. Ну давайте сразу, наверное, тогда к населению. Численность населения округа на 2021 год – это почти 50 тысяч человек. За последние 15 лет эта численность стабилизировалась. Но если посмотреть на данные позднего советского периода, а конкретно 1989 года, когда была перепись, на Чукотке жили 157 с половиной тысяч человек. То есть больше чем на 100 тысяч уменьшилось. И это, конечно, выглядит это катастрофично, честно говоря.

САФАРОВ: Да, выглядит это катастрофично. И вот действительно, вот эта стабилизация, а мы, конечно, ее посмотрим более детально по результатам переписи, тем не менее вот те моменты, которые были связаны с основной отраслью (мы о ней тоже поговорим), несмотря на то, что символом Чукотки является оленеводство, но реальный вклад в экономику и в бюджет региона вносит совсем другая отрасль – широкая горнодобывающая. И вообще это регион горный, кстати. И чукчи, и другие народы, коренные народы, они обитают совсем в ином ландшафте, чем нежели, скажем, якуты или ненцы, или долганы.

САРАЛИДЗЕ: Кстати, для многих, я думаю, это тоже большое открытие.

САФАРОВ: Да, чукчи кочуют по горам и горные реки пересекают, у них не плоская тундра. Вот эти все особенности демографические и заметный рост, удельный рост и в численном составе коренного населения. Кстати, это вопрос о том, насколько сберегается у нас культура малых народов. Если посмотреть по материалам переписи еще из 19-го века (1897 года хотя бы) и раннесоветских, в которых очень детально, благодаря тому, что их готовили первые русские этнографы (ну, например, перепись 1926 года, она такая одна из наиболее этнографичных, потому что в ней были выделены разные народы, позднее объединенные в большие этносы), так вот рост численности коренных народов, он наблюдается, он есть. И стабилизация у некоторых, а у некоторых и даже на протяжении 20-го века численный рост, в том числе и на Крайнем Севере. Вот это особенность Чукотки. И, конечно, здесь оттягивает значительную часть из этого небольшого 50-тысячного населения Анадырь – центр Чукотки. Городское население здесь очень высокое, потому что в большинстве своем оно именно проживает в Анадыре. Ну, мы сегодня детально поговорим и о транспортной особенности Чукотки, о том, что большая часть территории – это зимники. Пространства огромные, и за советский период, несмотря на очень активное индустриальное развитие Чукотки, все-таки железная дорога на Чукотке так и не появилась. Ну, есть узкоколейки, вот такие промышленные какие-то подходы, но тем не менее это все такие корпоративные железные дорожки, можно даже сказать. А по-настоящему транспортная связь, транспортная система – это малая авиация. Чукотки. И, конечно, здесь оттягивает значительную часть из этого небольшого 50-тысячного населения Анадырь – центр Чукотки. Городское население здесь очень высокое, потому что в большинстве своем оно именно проживает в Анадыре. Ну, мы сегодня детально поговорим и о транспортной особенности Чукотки, о том, что большая часть территории – это зимники. Пространства огромные, и за советский период, несмотря на очень активное индустриальное развитие Чукотки, все-таки железная дорога на Чукотке так и не появилась. Ну, есть узкоколейки, вот такие промышленные какие-то подходы, но тем не менее это все такие корпоративные железные дорожки, можно даже сказать. А по-настоящему транспортная связь, транспортная система – это малая авиация. А мы все прекрасно знаем, насколько она находится у нас пока еще в достаточно таком трудном положении, с 90-х годов в значительной мере она еще пока не выбралась...

Слушайте в аудиофайле!

Самая большая страна. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация