Культурное путешествие Площадь – это и архитектурный памятник, и полилог: Таганка
Персоны
Несправедливо, что по улицам экскурсии были, а по площадям нет. Что подтолкнуло создателей проекта обратить внимание на эту единицу городского пространства? Феномен московской площади. Таганка: история и современность.
СТУПАК: Приветствую вех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии ее ведущие Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: В эти праздничные выходные мы решили поговорить о Таганке, а точнее о Таганской площади. Когда-то эти места назывались Заяузьем, здесь находилась Таганная слобода и, пожалуй, один из самых известных столичных рынков, деревянные торговые ряды которого сгорели в пожаре 1812 года. После были отстроены новые каменные по проекту Иосифа Бове с арками и колоннами, о чем сейчас напоминают формы наземного павильона станции метро "Таганская". Знаменитый театр, церковь Николая Чудотворца на Болвановке (по некоторым сведениям, это последняя средневековая постройка Москвы) и плоский дом – архитектурное чудо и оптическая иллюзия начала прошлого века. О нем, кстати, не все москвичи знают, потому что долгое время здание было скрыто строительной сеткой. Ну, как говорится, обо всем по порядку. И к нашему разговору мы пригласили двух ведущих методистов Музея Москвы. Сотрудницу Городского экскурсионного бюро Марию Никитину. Мария, добрый день.
НИКИТИНА: Здравствуйте.
СТУПАК: И Никиту Сучкова – сотрудника Центра Гилляровского. Никита, здравствуйте.
СУЧКОВ: Добрый день.
СТУПАК: Проект Центра Гилляровского под названием "Площади Москвы" и помог нам с выбором темы, поэтому давайте с этого начнем. В чем идея вашей, вы ее так называете, исследовательской лаборатории?
СУЧКОВ: Да, все верно, исследовательская лаборатория. То есть это тот формат, который предполагает, скажем, несколько стадий исследования, включая натурное обследование. То есть мы выезжаем на место, смотрим интересные, подмечаем какие-то интересные детали на площади, затем их анализируем. Также мы анализируем визуальные материалы, то есть карты, графику, какие-то архивные материалы, фотографии и прочее-прочее. И затем мы делаем такой междисциплинарный подход, где, скажем так, в архитектуру мы включаем элементы анализа урбанистики, в урбанистику – элементы анализа архитектуры, искусствоведения. И соответственно вот так и рождается какой-то общий замысел, который вот в таком довольно разноплановом подходе к площади. То есть сначала мы рассматриваем какую-то общую канву, общие черты площади, пятна застройки, как они менялись в разные периоды времени. Ну а затем вот Маша про архитектуру рассказывает.
СТУПАК: Почему вот именно площадями заинтересовались?
НИКИТИНА: Идея исследовать площади пришла в голову мне. Я вожу экскурсии по городу, и мне показалось большой несправедливостью, что по улицам экскурсии есть, по районам экскурсии есть, а по площадям часто нет. Почему экскурсоводы редко водят по площадям? Потому что экскурсия – это всегда драматургическое действо, которое имеет начало и конец. И люди ожидают, что они начнут экскурсию в одном месте, закончат в другом, а если водить по площади, то такого явно не случится. Поэтому экскурсии по площадям делать довольно странно, и нужно придумать какой-то другой формат исследования этой градостроительной единицы.
Так мы решили предпринять попытку сделать такую исследовательскую лабораторию и действительно показать, что на площади можно смотреть под разным углом: изучать их как урбанистические комплексы, как архитектурный памятник. И, конечно, вот эта тема диалога, междисциплинарного диалога, она подталкивает наших слушателей к тому, чтобы включаться в исследование, и к тому, чтобы делиться своими воспоминаниями, своими впечатлениями. И так у нас диалог перерастает в полилог, в такой вот полифонический разговор.
САФАРОВ: А вот именно участие в творческой лаборатории , ну какая вот такая форматность этого участия? Это исключительно москвоведческая, профессиональная история, или могут сюда включиться, собственно говоря, москвичи, туристы, люди совершенно далекие от профессионального изучения Москвы? Вот каким образом можно стать участником творческой лаборатории?
НИКИТИНА: Стать очень просто. Можно зарегистрироваться на нашей встрече, которая проходит раз в месяц. Ближайшая встреча будет 29 сентября, она будет посвящена сразу двум площадям Садового кольца – Павелецкой и Курской. И участники, они просто приходят в Центр Гилляровского, слушают небольшую вводную лекцию от Никиты и от меня. А дальше, мы надеемся, что наши рассказы, они помогают сфокусироваться и выделить какие-то интересные моменты, на которые можно обратить внимание в обсуждении.
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие