Авторазборки "Ученические права: а заработает ли идея?
Персоны
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные новости, события, явления – все то, что волнует многомиллионную армию наших автолюбителей, ну и автопрофессионалов, естественно, тоже. На минувшей неделе вновь возобновились уже, казалось бы, забытые дискуссии относительно того, что делать с так называемым нештрафуемым превышением скорости на 20 километров в час. Это такое наше уникальное достижение, в мире такого больше нигде нет. Ну и опять разные доводы за и против снижения, или оставить это все как есть. Интересное довольно неожиданное предложение прозвучало в Госдуме. Начинающим водителям (независимо от возраста, просто кто как водитель не имеет стажа, а только что получает права) выдавать так называемые ученические, немножко урезанные права. Не все можно делать будет там, когда-то скорость меньше, чем у других. А если через два года все хорошо – нарушений нет, ДТП нет, то выдавать уже полноценное, настоящее водительское удостоверение со всеми вытекающими отсюда правами на дорогах. Об этих и других вещах мы поговорим с нашим сегодняшним гостем – это главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. Максим, приветствую вас в нашей программе.
КАДАКОВ: Александр, здравствуйте.
ЗЛОБИН: Ну давайте начнем вот с этой вот оригинальной идеи, которая прозвучала в Думе, насчет того, чтобы на первую пару лет молодым (в кавычках) начинающим водителям, которые только-только закончили соответственно водительскую школу, выдавать такие права немножко усеченные. Потому что много все-таки аварий у неопытных, потом неопытные оказываются в каких-то сложных дорожных ситуациях, которых не было в школе, когда они ездили с инструктором. И если за два года они покажут себя, зарекомендуют, что называется, вот тогда уже выдавать настоящие полноценные права со всеми вытекающими правами. Такой, кстати, опыт был, мне кажется (не долго, правда) в конце СССР, когда вот на два года, там, я помню, было: нельзя превышать 70 километров в час нигде, нельзя ездить в темное время суток. Какие-то еще были ограничения, такие вот довольно серьезные, но потом это дело отменили. Вот как вам эта идея?
КАДАКОВ: Я на эту идею смотрю немножко скептически, поскольку идей можно высказывать много и разных. Насколько я помню, эту идею высказал депутат Дмитрий Певцов. Возможно, он хороший артист, но, мне кажется, что такие, я думаю, что такие идеи какие-то специализированные должны все-таки продумывать и предлагать специалисты. Потому что я уже слышу, так сказать, отзеркаливание вот этих идей на европейский опыт, на американский опыт, вот в Канаде есть ученические права, как вы сказали, и так далее. Но чтобы предлагать такие вещи, нужно понимать, как это работает в других странах. Ну, например, в Канаде. Что такое ученические права в Канаде? Я не знаю, как это обстоят дела вот на сегодняшний день, но по состоянию на два-три года назад, когда я этим интересовался, это выглядело так. Ученические права в Канаде получает, вы меня извините за не эфирное выражение, "школота": студенты и даже ученики школ, пацаны и девушки в возрасте 16 лет. И чтобы получить там ученические права, люди, вот эти ученики, молодежь, они даже не сдают экзамен практический, то есть достаточно сдать теоретический экзамен. То есть они покупают книжку или скачивают приложение, выучивают простейшие билеты и идут сдавать теорию. Сдали теорию – получают ученические права. Вот у нас это в голове у чиновников даже не может уложиться, чтобы, не сдавая практический экзамен, человек получал права.
ЗЛОБИН: Максим, вот. А насколько серьезные ограничения, если вот вы взяли опыт Канады?
КАДАКОВ: А я вам сейчас скажу, я вам сейчас скажу. Значит, нельзя ездить действительно в темное время суток (хотя вот сейчас, как вы понимаете, зимой там в половине Канады белые ночи практически). Да, там есть определенные скоростные ограничения. И самое главное – справа должен сидеть человек с опытом, то есть человек, который все-таки отвечает за действия, водитель с опытом, со стажем, который отвечает за действия вот этого неопытного водителя. И если все проходит нормально, то через два года человек приходит и сдает уже практический экзамен. Ну и практический экзамен там гораздо проще, чем у нас...
Слушайте в аудиофайле!