Авторские материалы Алгоритмы сговора: почему агрегаторов такси непросто уличить в манипулировании ценами
Персоны
Ценовой сговор: антимонопольный департамент Евразийской экономической комиссии обнаружил, что стоимость поездок у многих агрегаторов такси одинаковая. Совпадающие ценники выявились сразу в нескольких странах, и антимонопольным службам в них уже переданы материалы для изучения. Обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов нашел данные, подтверждающие единую тарифную политику агрегаторов. Но обвинить их в этом прямо очень непросто.
Крупнейшие агрегаторы такси, знакомые многим россиянам, работают не только в нашей, но и в других странах, входящих в Евразийский экономический союз. И антимонопольные чиновники Союза нашли признаки сговора в тарифной политике этих компаний. Подозрения пали на 5 сервисов: "Яндекс.Такси", "Ситимобил", Gett, DiDi и Bolt. Впрочем, последний уже полгода как покинул российский рынок. Речь идет о якобы примерно одинаковых тарифах поездок. В расследовании надгосударственных антимонопольщиков нет цифр, лишь словесные описания нехорошего поведения этих агрегаторов.
Но найти данные в рублях несложно. Они не тайна и есть на сайтах сервисов.
Для примера берем Казань – город, насыщенный разными агрегаторами. Минимальная стоимость поездки там у DiDi – 53 рубля, в которую включены 2 километра; "Ситимобил" – 49 рублей и 1 включенный километр; точно так же – у Uber; Maxim – 49 рублей и почему-то включены только 230 метров. Чем вызвано именно такое расстояние, на сайте не поясняется. Существенная разница – у "Яндекса": его минимальный тариф – 65 рублей при 2 включенных километрах поездки.
С некоторыми допущениями – понятно: у 4 агрегаторов в Казани тарифы – весьма похожи, что не случайно, по мнению правозащитника в сфере легкового такси Елены Гращенковой, и касается других городов России в полной мере. Причин же тому – две:
ГРАЩЕНКОВА: Первое: тарифы на такси в России не регулируются, в отличие от других крупных стран. Ни сверху, ни снизу. Цены можно как угодно поднимать и как угодно опускать. Это не будет противозаконным. Второе вытекает из первого: так как тарифы не регулируются снизу, это открыло большие возможности для демпинга, и различные службы такси просто "съели" друг друга, и рынок сложился, как матрёшка. В итоге мы пришли к монополии.
Но поймать "на горячем" агрегаторов непросто. Потому что тарифы – тарифами, но главное у них – динамическое формирование цен, на чем они всегда делают упор. И снова берем Казань. Маршрут типичного туриста – от вокзала "Казань-2" до входа в Казанский кремль. Вот как выглядят цены в приложениях тех же 5 сервисов: Uber – 188 рублей, "Ситимобил" – 255 рублей, "Яндекс" – 164 рубля, Maxim – 180 рублей, DiDi – 241 рубль.
Запрос через 10 минут по этому маршруту особо цены не изменил – плюс-минус 10 рублей. И лишь DiDi уже просил на сотню меньше – 144 рубля.
В целом рынок такси в России сегодня поделили 3 ведущих агрегатора, считает Елена Гращенкова. И беспокойство это положение должно вызывать, по ее мнению, не только в аспектах финансовой, но и чисто физической безопасности пассажиров.
ГРАЩЕНКОВА: "Яндекс" (он же Uber), "Ситимобил" и Maxim. DiDi пытается зайти, но пока с переменным успехом. Такси – региональный транспорт. Поэтому в некоторых городах присутствует всего одна служба. В Москве их 2, что для столицы – нонсенс. Цены формируются внутри алгоритмов агрегатора, и их никто не контролирует, и никто не знает, какие параметры они туда заводят и отвечают ли эти параметры требованиям транспортной безопасности.
Потому на любые подозрения в сговоре агрегаторы могут сослаться на эти свои алгоритмы. И поскольку переменные значения в них более-менее близки, то и тарифы выходят похожими. Если пассажирам цены не нравятся – им стоит обратиться в Федеральную антимонопольную службу, рекомендует Елена Гращенкова.
ГРАЩЕНКОВА: Чтобы они либо обеспечили дробление монополистов, либо признали наличие естественной монополии и взяли регулирование тарифов под государственный контроль.
Станет ли госконтроль тарифов благом? Среди крупнейших мегаполисов мира он работает почти везде, кроме Москвы. По данным на конец 2021 года, только в Пекине, где такое регулирование есть, средняя поездка на 10 километров была дешевле, чем в российской столице: 6 долларов против 7. В Нью-Йорке – 17 долларов, в Берлине – 31, в Лондоне – 39, а в Токио – 45.
Пока же в ФАС поступили документы из штаб-квартиры ЕАЭС о возможном ценовом сговоре в такси. Комментарий ведомства был кратким: "ФАС России получила материалы расследования ЕЭК. В настоящее время они анализируются службой".