
Авторские материалы Сколько будут хранить переписку?
Персоны
В России может измениться срок хранения данных об онлайн-переписках пользователей. Госдума приняла в первом чтении поправки к законодательству, согласно которым операторы цифровых платформ должны будут хранить метаданные пользователей не один год, как сейчас, а три. О том, как это может повлиять на пользователей и поможет ли в борьбе с мошенниками, расскажет Ярослав Лукашев.
Продление срока хранения информации о звонках, сообщениях и других формах цифрового общения до трёх лет рассматривается как один из инструментов борьбы с кибермошенничеством. Законопроект предполагает, что такие данные помогут правоохранительным органам эффективнее расследовать преступления в интернете. По словам разработчиков проекта, новая мера позволит выявлять мошеннические схемы, которые развиваются в течение длительного времени.
Увеличение срока хранения данных может быть полезным в сложных и многоэтапных расследованиях, где необходимо восстановить цепочку событий за продолжительный период, уверен член правления общественной организации РОЦИТ, эксперт по информационной безопасности Андрей Ярных.
ЯРНЫХ: Это – требование для специальных систем оперативно-розыскной деятельности, ОРД. Для того, чтобы при выявлении случаев мошенничества или противоправных действий, можно было искать более глубоко историю вот этих злоумышленников. И поднимать не просто случаи недавние, а и более исторически отдаленные – в течение трех лет.
Однако не все специалисты и представители бизнеса поддерживают инициативу. По мнению участников рынка, новые требования приведут к увеличению затрат IT-компаний. Для хранения возросших объёмов данных платформам потребуется расширять серверные мощности, что может сказаться на стоимости их услуг. Кроме того, существует мнение, что рост объёма хранимых данных повышает риски утечек и кибератак, что создаёт дополнительные вызовы в сфере кибербезопасности.
В Минцифры, напротив, не ожидают значительного увеличения затрат и уверяют, что большинство платформ уже обладают необходимыми мощностями. Однако представители IT-отрасли предполагают, что для ряда сервисов расходы могут исчисляться миллиардами рублей. В зоне риска могут оказаться таксомоторные агрегаторы, почтовые сервисы, онлайн-кинотеатры и другие цифровые платформы.
Дополнительные затраты, вероятно, в итоге лягут на пользователей. В долгосрочной перспективе это может привести к увеличению стоимости подписок на цифровые сервисы, а также росту цен на такси и другие услуги, работающие на базе онлайн-платформ.
Законопроект уже принят в первом чтении, и впереди – обсуждение в профильных комитетах. Окончательная версия документа может претерпеть изменения, в том числе по срокам хранения данных. Останется ли трёхлетний период неизменным или будет сокращён, станет ясно в ходе дальнейшей работы над законопроектом.