Авторские материалы Параллельный импорт проконтролируют маркировкой
Персоны
На продуктах, алкоголе и электронике появится маркировка. Минпромторг предложил ввести дополнительное регулирование ещё нескольких групп товаров. В ведомстве подчеркнули, что в условиях параллельного импорта важно выработать дополнительные способы контроля поступающей продукции. Нанесение меток для новых категорий пока будет добровольным. Подробности – у корреспондента "Вестей ФМ" Екатерины Косинец.
Техническое регулирование смягчается, потребность в качественных товарах остаётся. На продукции, которая приезжает к нам без согласия правообладателя, могут появиться маленькие электронные метки.
Минпромторг предложил маркировать – пока добровольно – консервы, рыбную продукцию, газировку, соки, крепкий алкоголь, детские товары, электронику и корма для животных.
Метки (обычно небольшие квадратики, похожие на QR-коды) наносят сами производители. Но даже когда изготовитель не одобряет продажу его продукции в нашей стране, за него это могут сделать другие участники цепочки, поясняет заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки "Честный знак") Реваз Юсупов.
ЮСУПОВ: Импортёр, поставщик – тот, кто ввозит товар в страну. Опять же, может и иностранный производитель наносить. Это уже договорённости между импортёром и производителем. Мы видим и такие примеры, когда на иностранном, на зарубежном производстве маркируются. Но видим и примеры, когда маркируется, например, импортёром перед ввозом через границу. То есть на таможенных складах. Самое главное, чтобы, пересекая границу Российской Федерации, товар был промаркирован.
Пока идёт эксперимент, оператор генерирует контрольно-идентификационные знаки бесплатно. Производителям тех категорий товаров, которые уже маркируют товар в обязательном порядке, каждый знак обходится в 50 копеек без НДС (это лекарства, сигареты, минеральная вода, молочная продукция, некоторые детские товары и ряд других категорий).
Кроме того, участников эксперимента консультируют по методу нанесения метки и бесплатно предоставляют оборудование для маркировки. То есть работа в тестовом режиме не потребует от производителей и импортёров дополнительных расходов, утверждает Реваз Юсупов.
ЮСУПОВ: Эксперимент проводится для того, чтобы эти компании имели возможность, во-первых, найти для себя правильную технологию. Потому что можно печатать сразу на упаковке, например, коды в типографии. Можно на производстве их как-то впечатывать. Или можно просто брать, печатать эти коды на стикерах, наклеивать стикеры на коробку. Создаются рабочие группы. И в каждой компании идёт такая индивидуальная проработка – какую технологию лучше им использовать. Мы – единый оператор сетевой маркировки. То есть у нас очень большой опыт в том, как лучше кому маркировать. И всё оборудование в ходе всех экспериментов предоставляется оператором безвозмездно, за наш счёт. То есть это часть наших инвестиций.
Но как только закончится эксперимент и утвердят обязательный порядок маркировки, продавать товары без контрольно-идентификационного знака будет уже нельзя. За это предусмотрены штрафы: за производство и выпуск товара без маркировки – до 10 тысяч рублей для ИП и до 100 тысяч рублей для юрлиц, за продажу без маркировки – до 4 тысяч рублей для ИП и до 300 тысяч рублей для организаций.
Такая же ответственность может наступить и для маркетплейсов, которые откажутся маркировать товары. Минпромторг планирует обязать отечественные онлайн-площадки включиться в национальную систему маркировки. Комод из IKEA или пиджак от Zara уже можно приобрести на российских интернет-платформах. И, кроме заверений продавца, у покупателей нет других подтверждений того, что это – действительно вещь от известного производителя. Если инициатива будет одобрена, то весь путь товаров, которые приезжают к нам по параллельному импорту, покупатели смогут отследить в приложении, просто наведя камеру на электронную метку.