Картинка

Научный факт Внутренние перевозки – драйвер развития транспорта

23 июня 2023, 22:07

Персоны

Полный вперёд! На этой неделе в Москве запустили электрические речные трамвайчики, которые, как ожидается, станут частью транспортной системы столицы. Каждый трамвайчик вмещает 50 пассажиров, в салонах сделали большие информационные табло и USB-зарядки. На борту работает бесплатный Wi-Fi. Есть даже площадки для перевозки самокатов и велосипедов. Практически все ключевые элементы судов, включая двигатель, отечественного производства. Примечательно, что ходить по Москве-реке эти трамвайчики могут даже зимой. В этот же день Владимир Путин провел совещание по речному транспорту, где анонсировали масштабный проект реконструкции водных артерий.

Каковы перспективы развития водных транспортных путей и в целом транспортной системы нашей страны? Эти темы автор и ведущий программы Руслан Быстров обсуждает с экспертами: и.о. директора Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения Российского университета транспорта, кандидат технических наук Владимир Якунчиков, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса Юрий Агафонов.

БЫСТРОВ: Здравствуйте, я – Руслан Быстров. И это программа, в которой мы рассматриваем события и явления с точки зрения научно-технического прогресса.

В этой программе обсудим перспективы как водных транспортных путей, так и наземных, в том числе платные дороги. Проезд по ним в ближайшее время может подорожать.

Но начнем с того, что пока еще кажется экзотикой из прошлого: с водного транспорта. Говорим с и.о. директора Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологи автономного судовождения Российского университета транспорта, кандидатом технических наук Владимиром Якунчиковым. …

ЯКУНЧИКОВ: Действительно, раньше речной транспорт в России, в царской империи и в Советском Союзе играл очень большое место в качестве транспортных артерий. Потому что по воде было и дешевле, и безопаснее, и даже быстрее доставлять грузы. … Флот – это экология, это чистота воздуха, это снижение выбросов углеводородов. … У нас внутренний водный транспорт – это один из маяков, который должен развиваться, тем более сейчас, когда у нас санкции введены, внутренние перевозки должны быть тем драйвером, который позволит водному транспорту выжить в этой непростой ситуации и обеспечить страну грузами.

БЫСТРОВ: Общая протяженность внутренних речных путей в России составляет около 100 тысяч километров. По этому показателю наша страна находится на втором месте после Китая. Но вот на чем по всем этим рекам плавать? Суда в России сейчас очень сильно изношены. Сможем ли мы произвести новые? ...

ЯКУНЧИКОВ: Я хочу сказать, что стараниями наших конструкторских бюро, они есть у нас, в частности, бюро МИБ (Морское инженерное бюро, Егоровское), у нас подготовлены и уже внедрены несколько проектов своих судов впервые со времен царской России, в которой строились там и такие пассажирские пароходы речные Коломенским заводом. Вот впервые с тех времен у нас строятся большие, крупные 200-метрове пассажирские суда типа "Мустай Карим", строят их Астраханские верфи. … Они самые крупные в Европе суда, оснащены современным оборудованием, винто-рулевыми колонками, набором по безопасности, очень комфортные и, естественно, привлекательные для туристов. Кроме этого у нас существует ОСК (Объединенная судостроительная корпорация), куда входит 13 крупных судостроительных предприятий и ряд мелких. Эта корпорация занимается и гражданским флотом прежде всего, и ледоколы спускает, и морские суда, но и речные тоже. Поэтому я считаю, что есть все предпосылки к росту нашего флота и его хорошей перспективе.

БЫСТРОВ: На этой неделе "Автодор" сообщил о грядущем повышении цен за проезд по платным дорогам, причем уже второй раз в этом году. Стоимость некоторых участков по карману уже далеко не всем. И при этом на платных трассах все чаще образуются заторы. Интересно, за что же мы тогда платим?

О том, почему так происходит, и о дорожном строительстве в целом говорим с научным руководителем Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаилом Блинкиным.

БЛИНКИН: Мне трудно отвечать за политику компании "Автодор". Но по науке считается тариф на платных дорогах из очень простых соображений. … В принципе всегда, когда нет такого крепкого экономического роста, снижаются доходы населения, эластичность спроса к тарифу очень жестокая, то есть, грубо говоря, будет подороже – будет меньше публики. Я не знаю, за счет чего они больше дохода-то получат. …

БЫСТРОВ: Михаил Яковлевич, а вот в связи с ситуацией мировой и с санкциями в последние годы, как изменилось дорожное строительство? Удорожало ли оно, хватает ли материалов, там доступны ли они, техники (она же в основном иностранная)?

БЛИНКИН: Вот при всем том, что у нас есть платные дороги и некоторый сегмент частных инвестиций, в масштабе дорожного хозяйства страны это очень маленький процент. В основном у нас все дорожное хозяйство – это вопрос бюджетных ассигнований. … Вся дорожно-строительная техника имеет китайские аналоги. Ну да, так сказать, как любые аналоги, они явно не лучше своих оригиналов. Но в принципе, если китайская граница доступна, с техникой будет все нормально.

БЫСТРОВ: Бытует мнение, что в России самые дорогие в мире дороги. Но это миф, а не научный факт. Все дело в том, что у нас, в отличие от Запада, в стоимость дорог включается не только само строительство, но и сопутствующие расходы – освобождение земельных участков и вынос инженерных коммуникаций. Так что сравнивать цифры у нас и у них в лоб нельзя. Зато сравнивать качество дорог вполне себе можно. Вот, например, простой вопрос: почему в России, в отличие от, например, США, почти не строят бетонных трасс, ведь они более долговечные? И какие передовые технологии дорожного строительства существуют сейчас в нашей стране? Спросим об этом у генерального директора Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса Юрия Агафонова.

АГАФОНОВ: Мы активно не применяем битум, изготовленный из тяжелой нефти. У нас уникальное месторождение Ярегское под Ухтой, так называемый кучинский битум. Если говорить о качестве, вот это направление надо развивать – построить новый завод и снабжать всю страну именно битумом из тяжелой нефти. Он дает высокое качество, сцепляемость, и в эксплуатации до 10-12 лет. …

БЫСТРОВ: В некоторых странах (в США, например, в Китае) большой популярностью пользуются дороги из бетонного покрытия. Почему у нас их практически не строят?

АГАФОНОВ: Строят, сейчас начали некоторые участки в разных областях. У многих просто убеждение, что эта технология дороже, чем применять по стандарту асфальто-бетонн. Хотя вот коллеги, которые строили дорогу вокруг Новосибирска, бетонную дорогу, они приводили цифры, что по стоимость одинаково. На взгляд экспертов, надо более массово внедрять строительство бетонных дорог. Во-первых, это увеличивает срок службы самого основания дороги. Пока внедряют, но медленно, я бы сказал, надо более активно этим заниматься.

Полностью слушайте в аудиофайле!

Научный факт. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Научный факт

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация