Открытая школа В 60-80-е имя Сухомлинского звучало отовсюду

21 октября 2023, 17:22

Персоны

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы наш проект "Открытая школа", который посвящен школе, образованию, различным ее аспектам, истории в том числе, ну и, конечно, персоналиям – людям, которые в нашей отечественной школе, в нашем образовании оставили свой след.

И сегодня мы будем говорить о Василии Александровиче Сухомлинском.

САФАРОВ: Да. Думаю, что многие радиослушатели разных поколений имя Сухомлинского, даже кто не является профессиональными педагогами и учителями, все равно имя Сухомлинского все, кто жил в Советском Союзе в 60-е, в 70-е, в 80-е годы, отовсюду звучало имя Сухомлинского. Он был везде: цитаты его, книга, конечно, "Сердце отдаю детям", она издавалась многократно и огромными тиражами, документальные фильмы. И вообще Сухомлинский, даже в определенной мере он как-то перебил авторитет и культ Макаренко. То есть вот в конце советской эпохи он был педагогом номер один, уже посмертно.

САРАЛИДЗЕ: Ну, он ближе, мне кажется, просто был к этому времени. Все-таки Макаренко воспринимался как человек, особенно ввиду там тоже художественной литературы своей – там "Оптимистическая трагедия", "Флаги на башнях" – все это воспринималось, там борьба с беспризорщиной, вот такое революционное что-то. Сухомлинский, конечно, был ближе, был ближе. И мне кажется, ну собственно вот эта его теория такой педагогики гуманистической, она этому времени очень созвучна. Я очень хорошо помню, в младших классах я еще учился, только-только мы вернулись из Афганистана, и познакомился я в своем подъезде, где я жил, с парнем, у которого родители были невероятно увлечены Сухомлинским. И вот они, значит, воспитывали его, вот исходя из этих теорий Сухомлинского. Не скажу, что это прямо вот…

САФАРОВ: Ну, на ваших глазах – результат?

САРАЛИДЗЕ: Да нет, ну хороший парень он был, но, в общем, это как-то приходило в диссонанс с тем, что было вокруг, так скажем.

САФАРОВ: Ну да. Конечно, уже тогда – и в 60-е, и в 70-е годы (а напомню, что Сухомлинский ушел из жизни в сентябре 70-го года, но вот культ его такой продолжался очень активно), многих это и раздражало в то же время. Поскольку многим не по душе была вот эта стилистика его книг, во многом такая поэтичная. Многие считали, что это все-таки какое-то построение идеального общества, где он такое видел, где это можно создать, можно ли это, как сейчас принято говорить, масштабировать, или это только в селе Павлыш Кировоградской области так можно сделать. И вообще вот весь его пафос, он уже, несмотря на близость времени эпохи, он и выбивался в то же время из этой эпохи.

САРАЛИДЗЕ: Ну да, он действительно, диссонировало все это. Если ну в идеале брать вот те идеи, которые он описывал, надо сказать, что уже даже там в середине 70-х, конец 70-х скорее, вот о времени, о котором я говорю, это уже как-то, оно диссонировало с действительностью, на улице какая-то другая жизнь была, вот в отличие от той атмосферы, которую пытались создать люди, которые были последователи этих идей. Но любопытная очень вещь: Сухомлинский невероятно популярен в Китае, невероятно. Его книги там переведены, его книга "Сто советов учителю", она просто культовая в Китае. И это очень интересное такое, очень интересное. С одной стороны, в Китае с его вот этой дисциплиной, с такой, я бы сказал, даже в чем-то военизированной психологией в школах, в университетах (то, что мы видим, ну во всяком случае то, что нам показывают, и принято считать так), она ну совсем не вяжется вот с этой гуманистической теорией Сухомлинского...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация