Открытая школа Царское воспитание: как это было
Персоны
Воспитание детей в русской императорской семье. Какие принципы воспитания своих внуков сформулировала Екатерина II? Воспитание юного дворянина: что в XIX веке считалось эталоном поведения представителя русской аристократии? Об этом Марат Сафаров беседует с Михаилом Гончаровым, доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Открытая школа", в студии "Вестей ФМ" Марат Сафаров.
Воспитание детей в русской императорской семье – какие принципы воспитания своих внуков сформулировала Екатерина Великая. Воспитание юного дворянина: что в 19-м веке считалось эталоном поведения представителя русской аристократии.
Обо всем об этом будем сегодня разбираться с нашим постоянным участником программы. В студии "Вестей ФМ" – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Михаил Гончаров. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Михаил Анатольевич, до эфира вы очень интересную цитату (в общем-то, известную, но применимую к сегодняшней теме, как никогда в другой раз, вот просто идеально подходящую к нашему сегодняшнему разговору) заготовили.
ГОНЧАРОВ: Да, была очень интересная такая историческая притча, где греческий царевич обратился к математику Эвклиду с просьбой побыстрее и попроще научить его геометрии. На что Эвклид сказал, что царских путей к геометрии нет.
САФАРОВ: Но все-таки вот такая царская педагогика, какая-то особая система воспитания, отдельная, она складывается. Правда ли, что до Романовых все-таки говорить о каком-то систематическом таком воспитании нельзя было.
ГОНЧАРОВ: Конечно, нельзя сказать о систематическом воспитании, а точнее даже – о систематическом воспитании нельзя сказать до эпохи Павла Первого. Поскольку фактически первый такой наследник, цесаревич, наследник престола – получил систематическое образование Павел Первый. И, конечно, первые упоминания, у нас есть отрывочные воспоминания о воспитании будущих царских детей, а именно Петра Первого и его сестры – царицы Софьи. Всегда мы опираемся на источники иностранных авторов, которые составили записки о путешествии в Московию, и в основном эти материалы являлись основными при характеристике образования наследников царского престола. Говорилось, что все дети (и не только наследники) царской семьи воспитывались в очень таких комнатных, теплых, можно сказать, парниковых условиях: пряники, мягкая и теплая одежда, мамки, тетьки, дядьки – были окружены всеобщей заботой. Они были фактически оторваны от окружающего мира. И только, например, есть небольшие такие моменты, что отец Петра Первого отторг вот эти все нежности и, например, предложил ему как-то более ранее повзрослеть. При том, что все знают, что Петр Первый всю жизнь писал с ошибками.
САФАРОВ: Но ведь ему не повезло в том смысле, что отец Алексей Михайлович Тишайший, наш царь, рано скончался.
ГОНЧАРОВ: Да, конечно. Но его сестра Софья имела очень хорошее, можно сказать, университетское образование, знала несколько языков, могла разбираться в истории, в литературе, в грамматике (ну, того периода, конечно). Но царем стал царь Петр. Кроме этого он был, конечно, очень прилежным учеником. Ведь мы знаем его путешествия за границу, где он осваивал различные профессии, фактически он был родоначальником зарождения профессионального обучения царских детей.
Слушайте в аудиофайле!
Открытая школа. Все выпуски
- Все аудио
- Открытая школа