Открытая школа Астрономия сегодня

28 октября 2023, 00:30

Персоны

Астрономия в современной российской школе. Зачем на уроках наблюдать за звездами?

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Открытая школа". В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров.

Астрономия в школе – для чего преподавать, кто учит в школе распознавать звезды, как ребятам вести собственные наблюдения за звездами. Ну и самое главное – как всю эту романтику и знания, конечно, уместить в реалии учебного процесса. Обо всем об этом мы сегодня поговорим с Натальей Шатовской – кандидатом педагогических наук, учителем физики и астрономии средней школы № 179 города Москвы. Наталья Евгеньевна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

ШАТОВСКАЯ: Добрый день.

САФАРОВ: Наталья Евгеньевна, ну первый вопрос, он, может быть, немножко такой провокативный. Зачем вообще астрономия в школе?

ШАТОВСКАЯ: Ну, здесь можно ответить двояко. Прежде всего современный человек не должен уходить из школы без запаса основных знаний о том, как устроен мир. А прежде всего это именно астрономия, поскольку все мы граждане Вселенной. Но можно ответить и по-другому. Для учеников каждого возраста астрономия предлагает свои аспекты и свои ответы на вопрос, зачем это нужно. На мой взгляд, наибольшее развивающее влияние астрономия оказывает на младших подростков, то есть на учеников 5-го, 6-го, 7-го класса. С другой стороны, если говорить об образовании старшеклассников, то здесь уже более важна связь астрономии с физикой и математикой, и можно обогатить физико-математическое образование старшеклассников именно за счет астрономии.

САФАРОВ: То есть можно сказать, что вот для кого-то это будет более такая, ну что ли, ну в хорошем смысле романтическая история, а для кого-то уже это будет, для какого-то возраста уже такое полноценное естественно-научное образование. Я знаю, что вы сторонница обучения астрономии или во всяком случае знакомства с астрономией и даже и пораньше – ребятам, которые скорее воспринимают визуальный мир.

ШАТОВСКАЯ: Да, безусловно. Мне приходилось работать и с совсем маленькими детьми, даже с начальной школой. Могу сказать, что они с удовольствием изучают и планеты, и созвездия при условии, что все это делается в формах, соответствующих возрасту. А в младшей школе это, безусловно, игровые методы. Собственно, моя диссертация была посвящена именно дидактическим играм в обучении астрономии школьников, так что у меня действительно большой опыт в этом вопросе. И я иногда к этому возвращаюсь и теперь, хотя чаще работаю со старшими классами.

САФАРОВ: Наталья Евгеньевна, вот очень часто существует такой стереотип расхожий у людей, много лет назад окончивших школу, что вот они изучали астрономию, их дети – нет, внуки опять изучали, и так далее. Иногда складывается впечатление, что астрономия – такой у нас таинственный плавающий предмет в школе. Вот давайте развенчаем эти стереотипы, ну и заодно немножечко историю вопроса: а как астрономия появилась в нашей школе?

ШАТОВСКАЯ: Ну что ж, тогда нам нужно вернуться назад на более чем 100 лет. Потому что в школах второй ступени Российской империи предмет этот был. Правда, назывался он космография, но дело это не меняет. Предмет изучался в старших классах как в гимназиях, так и в реальных училищах. Был прекрасный учебник, автор – Всеволод Викторович Стратонов. Недавно, когда мы работали над собственным задачником, очень интересно было сравнить методический подход тогда, времен столетней давности, и нынешний. Вот. Затем при советской власти с 1932 года астрономия снова существует как обязательный, и все мы, старшее поколение, изучали в выпускном классе школы именно астрономию как отдельный предмет, был один урок в неделю. Затем в 1993 году астрономия исчезла, но это нужно тоже понимать правильно. Дело в том, что в рамках демократизации общества школам впервые за много лет дали возможность формировать вариативный учебный план. В нем была обязательная часть – так называемый федеральный компонент, то есть предметы, которые должны были изучать абсолютно все российские школьники. Кроме того, был региональный компонент, и каждый субъект федерации мог что-то добавить как обязательный предмет к этому списку. И наконец был школьный компонент. И вот в школьном компоненте астрономия могла оставаться...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация