Открытая школа "Биологию невозможно выучить за один час в неделю"

11 ноября 2023, 17:35

Персоны

Биология в школе. Какие основные темы изучаются в современном школьном курсе биологии? У микрофонов Гия Саралидзе и Марат Сафаров. Гость – Николай Богданов, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире – программа "Открытая школа". В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров.

Продолжаем наше знакомство с современной жизнью школьных предметов. У нас уже есть программы, посвященные школьной химии и школьной астрономии. Сегодня – биология в школе, всем хорошо знакомый предмет. Вот разберемся, как он живет, как он развивается в современной школе, с помощью нашего гостя – кандидата педагогических наук, доцента Московского педагогического государственного университета Николая Богданова. Николай Александрович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

БОГДАНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Николай Александрович (когда мы разговор ведем о предметах, у нас такая традиция сложилась провокативных вопросов нашим гостям), зачем изучают этот предмет в современной школе? Понятно, что с иронией, понятно, что предметы базовые, фундаментальные, мировоззренческие, но, тем не менее, давайте по-другому его сформулируем: цель изучения биологии в современной школе?

БОГДАНОВ: Дело в том, что все цели и задачи предмета, с одной стороны, прописаны в нормативных документах, например, в рабочей программе основного общего образования, которая совсем недавно, в 21-м году, была принята. И я считаю, что это очень хорошая программа по сравнению с тем, что было в начале 2000-х годов. И там четко говорится, что учащиеся должны получить на уроках биологии систему знаний о биологических объектах, процесса жизнедеятельности биологических систем, особенности их строения, жизнедеятельности; сформировать умение применять методы биологической науки для изучения биологических систем; использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов ее линии живой природы; уметь объяснять роль биологии в практической деятельности людей и использовать знания биологии для сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Но от себя как бы, от своих учителей гораздо более старшего поколения есть и второй слой целей. По большому счету, у нас образование идет в двух направлениях. Это обучение будущих специалистов в области биологии, то есть будущих врачей, которые спасают человеческие жизни, будущих фармацевтов, которые тем же самым занимаются, ветеринаров, агрономов, животноводов, технологов пищевых производств, учителей биологии, ученых-биологов, которые будут двигать биологическую науку вперед. То есть этим людям биологические знания нужны в профессиональной деятельности до конца их дней. И вторая группа обучающихся – это не будущие специалисты, скажем так, в биологии, а обычные граждане. Но биологические знания нужны всем. Во-первых, для чего? Для того, чтобы понимать явления окружающей среды, и объяснять их с точки зрения естественных наук, как грамотных и цивилизованных людей. Второе – это сохранять свое здоровье, здоровье своих детей, своих соседей, окружающих людей. То есть не распространять эпидемии, знать основные элементарные правила гигиены, соблюдать их для того, чтобы уметь обосновать своим детям необходимость выполнения этих правил. Плюс еще – все граждане должны понимать язык специалистов, биологические термины врачей, ветеринаров, агрономов для того, чтобы просто существовать нормально в быту, не болеть, не подвергать свою жизни опасности.

Полностью слушайте в аудиофайле!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация