Традиции Новогодние и рождественские кулинарные традиции
Персоны
Загляни в холодильник – там у каждого однотипные продукты. Мы очень консервативны. Более того – сейчас проще заказать, чем самому приготовить. А что с постной кухней? Как праздновать Новый год в Рождественский пост?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это программа "Традиции", Сергей Михеев. И у нас в гостях – президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства президентской академии Игорь Олегович Бухаров. Игорь Олегович, я вас приветствую.
БУХАРОВ: Добрый день.
МИХЕЕВ: Вы знаете, наша передача выходит, с одной стороны, в самый канун Нового года. А с другой стороны, у многих людей, считающих себя православными христианами, продолжается Рождественский пост. И вот хотелось бы начать вот с чего. Я знаю, что многие просто уделяют внимание во время поста вопросам кухонным, хотя священники и батюшки всегда говорят, что это все вторично, так сказать, что главное – не есть друг друга.
Но начнем с того, что поговорим о постной кухне как таковой, о ее традициях. Потому что, например, пост, условно говоря, монастырский – моченый горох, черствый хлеб и стакан воды – это одно. А вот когда читаешь Шмелёва, например, скажем, о дореволюционных временах, и читаешь о постной кухне, о том, как они постились, говели и так далее, то, честно говоря, сравнивая со своей непостной кухней, думаешь, что многое изменилось.
БУХАРОВ: Это действительно так. Во-первых, конечно, когда люди жили в ситуации, что это естественное состояние – посты, на это просто не обращалось внимания: наступает день – мы постимся, не едим мясо. Постных дней-то очень много в году было. По сути, это же ситуация как раз к тому, как оставить продукты для того, чтобы в следующем можно было посеять, а не съесть все до весны, и как бы в следующем не закончить неурожаем. Понятно, что разнообразие было. Мы сегодня, в общем, питаемся очень, ну я бы даже сказал, ущербно. Потому что, если так заглянуть в холодильник, у нас один и тот же набор продуктов, и человек, в общем, очень консервативен, когда он уже привык к чему-то одному, и он начинает это есть. И я думаю, что мы сегодня используем не больше 50 наименований продуктов, которые есть. Мы хотим есть зимой свежие огурцы и помидоры, в основном парниковые, хотя прекрасные есть соленья, которые всю жизнь делали. Я не знаю, у вас делают в семье, продолжают, нет?
МИХЕЕВ: У меня делают, да, по крайней мере кислую капусту точно.
БУХАРОВ: Да-да-да. Это, знаете, шутка: лучшая закуска – кислая капуста: и подать не стыдно, и сожрут – не жалко. Но полезная вещь, в общем, и поддерживает людей. Но многие не сильно заморачиваются над этим. Вообще, конечно, потребление изменилось, это заметно очень, особенно эволюционно развивающаяся доставка, которая в момент пандемии – вдруг просто взрыв произошел. Сегодня, кстати, это одна из проблем, что количество людей, ушедших просто вот, так сказать, от станка, где они готовят, просто к доставке, и получают больше денег, чем те люди, которые стоят у стола и что-то делают руками. Это, конечно, уникальная ситуация. Молодежь вообще практически не готовит дома. Но если вернуться к началу революции, то в принципе всё к этому-то и шло. Помните, вот это "общественное питание" – это в работе Ленина 19-го года "Великий почин", где он о субботнике говорит, об освобождении женщины, о том, что эти общественные столовые, ясли, что нужно было ввести женщину, так сказать, в общественный оборот, чтобы она могла работать, реализовывать себя. И в принципе та же доставка была, просто не было такой упаковки, были судочки.
Полностью слушайте в аудиоверсии!