Авторские материалы Сбер запустил антифрод
Персоны
Сбербанк решил противопоставить телефонному мошенничеству, от которого страдают клиенты, блокировку всех подозрительных операций и личное общение с людьми вплоть до привлечения психологов. Как сотрудники банка будут убеждать потенциальных жертв злоумышленников отказаться от совершения подозрительных банковских переводов, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Новый способ защиты клиентов банка от мошенников пока тестируется, но уже известно, что он состоит из нескольких этапов. На первом подозрительную операцию, например, перевод на счет из "черного" списка ЦБ или снятие крупной суммы наличных в банкомате автоматически фиксирует так называемая антифрод-система – программа для предотвращения кибермошенничества. Она анализирует каждую транзакцию и присваивает ей метку, характеризующую ее надежность. Если мониторинг выявил клиента, который, предположительно, находится под влиянием мошенников, то операция блокируется, и в дело вступают сотрудники кредитной организации. Они связываются с человеком, объясняют, что транзакция отменена в связи с подозрением на мошенничество, выясняют все подробности, и если становится ясно, что клиент попался на удочку злоумышленников, убеждают его отказаться от совершения операции. Если он соглашается, то блокировка снимается. В случае, когда человека не удается убедить, его направляют в подразделение банка для разблокировки счета. Параллельно в офис направляется сотрудник СБ и даже психолог. Общение происходит лично, причем банк может подключить к нему даже родственников клиента. Очный формат необходим, поскольку мошенники постоянно совершенствуют приемы и методы социальной инженерии, действуют адресно, практически не оставляя человеку шанса не попасть под влияние. По мнению экспертов, как правило, злоумышленники стараются не оставлять жертве времени на размышление и анализ своих действий. Убеждают, что счет идет на минуты и сейчас человек лишится всех своих денег, если только он не переведет их на некий "безопасный" счет, который на деле является кошельком мошенников. Как только клиент делает паузу в своих действиях, у него появляется шанс освободиться от чужого влияния. А пауза появляется после блокировки со стороны банка подозрительной операции.
Дальнейшее общение, в том числе личное, с реальными сотрудниками банка убеждают человека, что ему звонили мошенники. Единственное, что может расстроить клиентов банка – это длительный подчас процесс разблокировки счета. Например, не так давно один из клиентов кредитной организации решил снять в банкомате большую сумму наличных. Операцию заблокировали и связались с клиентом. Выяснив, что он отдает отчет о своих действиях и не находится под влиянием мошенников, банк дал ему возможность снять деньги со счета. Причина первоначальной блокировки была в пенсионном возрасте клиента и крупном размере суммы. Клиент был не доволен, но это лучше, чем пропустить ситуацию, когда пожилого человека убеждают снять наличные в нескольких банкоматах, а затем положить на мошеннический счет. Как убеждают в банке, точность антифрод-мониторинга высока, и система постоянно совершенствуется. Тем более, что в июле этого года в силу вступает закон, согласно которому банки будут обязаны возвращать клиентам средства, если они были переведены на мошеннические счета, находящиеся в специальной базе ЦБ.