Хай-тек Штурвальная схема управления автомобилем: уже пытались внедрить – не пошло
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Нидерландская автокорпорация Stellantis, владеющая 14 брендами, среди которых – Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Maserati, Opel и другие, подала патентную заявку на новую систему управления автомобилем. Рулевое колесо по замыслу должно обеспечивать весь спектр управляющих команд: для маневров его по-прежнему нужно будет поворачивать вокруг оси, для движения вперед – нажимать на него, а для торможения – тянуть на себя. Педали и вообще ножное управление не требуется. Главная цель изобретателей – максимально упростить управление и сделать его интуитивным. Заявка отправлена в патентное ведомство, но это не означает, что компания в обязательном порядке будет использовать такую схему в своих автомобилях. Ни о каких планах по реализации пока речь не идет.
Коллектив редакции нашей программы, кажется, понимает – почему. Что мы имеем: перед водителем будет располагаться сегментированное рулевое колесо, от которого останется только два сектора – для левой и правой ладоней. Перебирать руками при маневрах не потребуется – угол поворота руля будет сильно уменьшен. Нажатие на руль «от себя» станет аналогом нажатия на педаль газа, а движение руля «на себя» заменит педаль тормоза. Вам это ничего не напоминает? Конечно, это почти один-в-один авиационный штурвал. Правда, самолеты передвигаются, образно выражаясь, в трехмерном пространстве, поэтому педали в них тоже используются. А автомобиль движется на плоскости, значит, решили авторы патента, можно обойтись одним рулем.
И, если вдуматься, идея далеко не самая удачная. Начнем с того, что авиаштурвал существует давно и используется уже почти век, так что запатентовать его второй раз вряд ли получится. Кроме того, такую схему будет сложно реализовать в автомобилях с механической коробкой передач – слишком много задач для рук. Правда, похоже, штурвал собираются использовать в электрокарах, а там коробки вообще нет. И, наконец, мы не очень понимаем, как такой автомобиль будет двигаться задним ходом. Вроде бы все просто – потянул руль на себя, и машина поехала назад… Но это движение уже занято, оно включает тормоза! Значит, потребуется дополнительный переключатель режимов, и тогда ни о каком упрощении речи уже не будет.
Конечно, все это мелкие придирки. Просто привычная схема управления машинами существует очень давно, и претензий к ней практически нет – за столетие активного использования от нее отсекли все лишнее, оставив руль, пару педалей и селектор. И, кстати, штурвальную схему с управлением газом и тормозом уже пытались внедрить в автомобили, первые эксперименты происходили лет 60 назад. Как мы видим – ничего не получилось. И вводить ее сейчас, как нам кажется, пока рановато. Хотя…